Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Практика внедрения проектно-ориентированного обучения в вузе

https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.033

Аннотация

Современная система высшего образования предполагает активное внедрение практико-ориентированного подхода, который основан не только на образовательном процессе, но и на формировании личности студента. Реализация практико-ориентированного подхода подразумевает получение студентами не только практических, но и социальных компетенций, которые необходимы им для будущей профессиональной деятельности. На сегодняшний день в НИУ ВШЭ проектная деятельность представлена как отдельный вид образовательной деятельности студентов в рамках образовательной программы, за которую начисляются зачетные единицы, предполагающие собственные формы организации и контроля. Проектный семинар является учебной формой организационной и образовательной поддержки проектной деятельности. Напрямую проектный семинар не относится к формам реализации проектов, но он имеет целью сформировать у студентов проектные компетенции, навыки проектного взаимодействия и управления проектами. Практика реализации проектного семинара на программах бакалавриата началась с 2014 г., на программах магистратуры – с 2018 г. Данное исследование посвящено анализу практики проектной работы студентов бакалавриата на образовательных программах экономического профиля. Исследование построено на анализе НИУ ВШЭ – Пермь, в нем приняли участие 117 респондентов, из которых 8 преподавателей (ответственные за проектный семинар), 5 представителей заказчиков (предложивших студентам 12 проектов) и 104 студента разных курсов (выборка соответствует доверительной точности 95 % и погрешности 10 % при генеральной совокупности 983 студента). Исследовательский вопрос. С 2014 г. в НИУ ВШЭ реализуется особая практика проектно-ориентированного обучения на бакалаврских программах, которая заключается в реализации проектов и проектного семинара и вовлечении студентов программ в реализацию практических (прикладных проектов). Данная практика имеет методическое обеспечение в виде локальных нормативных актов, но по факту достаточно широкие возможности для образовательных программ по особенностям реализации. При этом в процесс реализации данной практики включено большое количество участников, поэтому для выявления общих выгод и трудностей в реализации такого подхода мы и провели данное исследование. Соответственно, цель исследования – оценить практику внедрения проектно-ориентированного обучения на примере бакалаврских программ экономического профиля в НИУ ВШЭ – Пермь, выявить проблемы и определить пути совершенствования данного процесса.

Об авторах

Д. В. Гергерт
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Пермский филиал
Россия

Дмитрий Владимирович Гергерт – кандидат экономических наук, декан факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики 

614007, г. Пермь, ул. Студенческая, д. 38



Д. И. Артемьев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Пермский филиал
Россия

Дмитрий Геннадьевич Артемьев – кандидат экономических наук, доцент департамента менеджмента

614007, г. Пермь, ул. Студенческая, д. 38



Список литературы

1. Barnett R. Being a University (1st ed.). New York: Routledge, 2010. https://doi.org/10.4324/9780203842485

2. Barnett R., Coate K. Engaging the Curriculum in Higher Education. Maidenhead: Society for Research into Higher Education and Open University Press, 2005. 190 p.

3. Brundiers K., Wiek A. Do we teach what we preach? An international comparison of problem and project-based learning courses in sustainability. Sustainability, 2013, no. 5(4), pp. 1725–1746. https://doi.org/10.3390/su5041725

4. Wissema J. G. Towards the third-generation university: Managing the university in transition. Edward Elgar Publishing, 2009.

5. Lapteva A. V, Efimov V. S. New Generation of Universities. University 4.0. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2016, no. 11(9), pp. 2681–2696. https://doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-11-2681-2696

6. Altbach P. G. Globalisation and the university: Myths and realities in an unequal world. Tertiary Education & Management, 2004, no. 10(1), pp. 3–25. https://doi. org/10.1023/b:team.0000012239.55136.4b

7. Prinz C., Morlock F., Freith S., Kreggenfeld N., Kreimeier D., Kuhlenkötter B. Learning factory modules for smart factories in industrie 4.0. Procedia CIRP, 2016, no. 54, pp. 113–118. https://doi.org/10.1016/j.procir.2016.05.105

8. The university, state, and market: the political economy of globalization in the Americas / edited by Robert A. Rhoads and Carlos Alberto Torres. Stanford University Press, Stanford, California. 2006. 400 p.

9. Siegel D., Waldman D., Atwaterb L., Link A. Commercial knowledge transfers from universities to firms: improving the effectiveness of university-industry collaboration. The Journal of High Technology Management Research. 2003, Volume 14, Issue 1, pp. 111–133. https://doi.org/10.1016/s1047-8310(03)00007-5

10. Chubb J., Watermeyer R. Artifice or integrity in the marketization of research impact? Investigating the moral economy of (pathways to) impact statements within research funding proposals in the UK and Australia. Studies in Higher Education, 2017, Volume 42, Issue 12, pp. 2360–2372. https://doi.org/10.1080/03075079.2016.1144182

11. Slaughter S., Leslie L. Expanding and Elaborating the Concept of Academic Capitalism. Organization Overviews. 2001, Volume 8(2), pp. 154–161. https://doi.org/10.1177/1350508401082003

12. Bell S. Project-based learning for the 21st century: Skills for the future. The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas, 2010, no. 83(2), pp. 39–43. https://doi.org/10.1080/00098650903505415

13. Walker A. E., Leary H., Hmelo-Silver C. E., Ertmer P. A. Essential readings in problembased learning. West Lafayette, Indiana: Purdue University Press, 2015. 384 p.

14. Stanley T., Marsden S. Problem-based learning: Does accounting education need it? Journal of Accounting Education, 2012, no. 30(3), pp. 267–289. https://doi.org/10.1016/j.jaccedu.2012.08.005

15. Kavanagh M. H., Drennan L. What skills and attributes does an accounting graduate need? Evidence from student perceptions and employer expectations. Accounting & Finance, 2008, no. 48(2), pp. 279–300. https://doi.org/10.1111/j.1467–629x.2007.00245.x

16. Tan O. S. Students’ experiences in problembased learning: three blind mice episode or educational innovation? Innovations in Education and Teaching International, 2004, no. 41(2), pp. 123-124. https://doi.org/10.1080/1470329042000208693

17. Milne M. J., McConnell P. J. Problem-based learning: A pedagogy for using case material in accounting education. Accounting Education, 2001, no. 10(1), pp. 61–82. https://doi.org/10.1080/09639280122712

18. Dowling C., Godfrey J. M., Gyles N. Do hybrid flexible delivery teaching methods improve accounting students’ learning outcomes? Accounting Education, 2003, no. 12(4), pp. 373–391. https://doi.org/10.1080/0963928032000154512

19. Drennan L. G., Rohde F. H. Determinants of performance in advanced undergraduate management accounting: An empirical investigation. Accounting & Finance, 2002, no. 42(1), pp. 27–40. https://doi.org/10.1111/1467-629x.00065

20. Sterns H. L., Spokus D. M. Lifelong learning and the world of work. In P. Taylor (Ed.), Older workers in an ageing society: Critical topics in research and policy (pp. 89–109). Cheltenham: Edward Elgar Publishing, Ltd., 2013.

21. Donnelly R., Fitzmaurice M. Collaborative project-based learning and problem-based learning in higher education: A consideration of tutor and student role in learner-focused strategies. In G. O’Neill, S. Moore, & B. McMullin (Eds.), Emerging issues in the practice of university learning and teaching, 2005, pp. 87–98.

22. Проектное обучение. Практики внедрения в университетах. Под ред. Л. А. Евстратовой, Н. В. Исаевой, О. В. Лешукова. М.: Сколково, 2018. 152 с.

23. Dai C. X., Wells W. G. An exploration of project management office features and their relationship to project performance. International Journal of Project Management, 2004, no. 22(7), pp. 523–532. https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2004.04.001

24. Pemsel S., Wiewiora A. Project management office a knowledge broker in project-based organisations. International Journal of Project Management, 2013, no. 31(1), pp. 31–42. https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2012.03.004

25. Desouza K. C., Evaristo J. R. Project management offices: A case of knowledgebased archetypes. International Journal of Information Management, 2006, no. 26(5), pp. 414–423. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2006.07.002

26. 26. Bettin A. X., Tobar C. M., Prado D. P., Da Silva I. B. A PMO Installation for TI Project Management in a R&D Institution. Proceedings of the 7th International Conference on the Quality of Information and Communications Technology (QUATIC), IEEE, 2010.


Рецензия

Для цитирования:


Гергерт Д.В., Артемьев Д.И. Практика внедрения проектно-ориентированного обучения в вузе. Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(4):116-131. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.033

For citation:


Gergert D.V., Artemyev D.G. Practical Implementation of Project-Based Learning at the University. University Management: Practice and Analysis. 2019;23(4):116-131. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.033

Просмотров: 1015


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)