Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАМЕРЕНИЙ СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.021

Полный текст:

Аннотация

В данной статье представлено исследование факторов, формирующих предпринимательские намерения студентов. Цель работы заключается в том, чтобы эмпирически оценить воздействие этих факторов и определить, какова среди них роль образования. На основе анализа предыдущих исследований автором предложена модель формирования предпринимательских намерений, дополненная таким фактором, как влияние медиа. По данным опроса студентов НИУ ВШЭ – Пермь, изучающих пул дисциплин по предпринимательству, с помощью структурного моделирования проведена оценка предлагаемых факторов. В результате выявлено, что образование не оказывает статистически значимого влияния на предпринимательские намерения опрошенных, в то время как медиа значимо воздействует на них. Эти и другие полученные оценки влияния факторов рассмотрены через призму создания образовательных программ, проектов и курсов, посвященных предпринимательству, но учитывающих весь спектр факторов, формирующих предпринимательские намерения студентов.

Об авторе

И. Н. Шафранская
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Шафранская Ирина Николаевна – кандидат экономических наук, доцент, академический руководитель магистерской программы «Smart-маркетинг: данные, аналитика, инсайты»;

8-902-47-51-775 



Список литературы

1. Krueger N. F., Reilly M. D., Carsrud A. Competing models of entrepreneurial intentions // Journal of Business Venturing, 2000, vol. 15, № 5–6, p. 411–432. https://doi. org/10.1016/s0883–9026 (98) 00033-0

2. Carsrud A., Brnnback M. Entrepreneurial motivation: what do we still need to know? // Journal of Small Business Management, 2010, № 49, p. 9–26. https://doi.org/10.1111/ j.1540–627x.2010.00312.x

3. Anderson A. R., Dodd S. D., Jack S. L. Entrepreneurship as connecting: some implications for theorising and practice // Management Decision, 2012, т. 50, № 5, p. 958–971. https:// doi.org/10.1108/00251741211227708

4. Audretsch D. (2012). Entrepreneurship research // Management Decision, 2012, т. 50, № 5, p. 755–764. https:// doi.org/10.1108/00251741211227384

5. Широкова Г. В. Обучение предпринимательству в России: факторы развития предпринимательского духа студентов // Бизнес-образование. 2012. № 1. С. 35–40.

6. Kuratko D. F. The emergence of entrepreneurship education: development, trends and challenges // Entrepreneurship Theory and Practice, 2005, № 29, p. 577–598. https://doi.org/10.1111/j.1540–6520.2005.00099.x

7. Fayolle A., Gailly B. The impact of entrepreneurship education on entrepreneural attitude and intention: hysterisis or persistence // Journal of Small Business Management, 2015, т. 53, № 1, p. 75–93. https://doi.org/10.1111/jsbm.12065

8. Valerio A., Parton B., Robb A. Entrepreneurial education and training programs around the world: dimensions for success // International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2014. Режим доступа: https://openknowledge. worldbank.org/bitstream/handle/10986/18031/9781464802027. pdf?sequence=1 (дата обращения: 25.02.2019)

9. Широкова Г. В., Цуканова Т. В., Богатырева К. А. Университетская среда и предпринимательская активность студентов // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 171–208. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-3-171-207

10. Духон А. Б., Зиньковский К. В., Образцова О. И., Чепуренко А. Ю. Влияние программ предпринимательского образования на развитие малого бизнеса в России: опыт эмпирического анализа в региональном контексте // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 139–172. https://doi.or g/10.17323/1814-9545-2018-2-139-172

11. Верховская О. Р., Александрова Е. А. , Богатырева К. В., Джелепова М. В., Шмелева Э. В. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2016 / 2017». Режим доступа: https:// gsom.spbu.ru/files/docs/gem_russia_2016–2017.pdf (дата обращения: 25.02.2019).

12. Верховская О. Р., Александрова Е . А . Предпринимательская активность в России: результаты проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» 2006–2016 // Российский журнал менеджмента. 2017. Т. 15. № 1. С. 3–26.

13. Bird B. Implementing entrepreneurial ideas: the case for intention // Academy of Management Review, 1988, т. 13, № 3, p. 422–453. https://doi.org/10.2307/258091

14. Krueger N. F. The impact of prior entrepreneurial exposure on perception of new venture feasibility and desirability // Entrepreneurial Theory and Practice, 1993, т. 18, № 1, p. 5–21. https://doi.org/10.1177/104225879301800101

15. Широкова Г. В., Богатырева К. А., Галкина Т. А. Эффектуация и каузация: взаимосвязь университетской инфраструктуры и выбора типа поведения в процессе создания бизнеса студентами – предпринимателями // Российский журнал менеджмента. 2014. Т. 12. № 3. С. 59–86.

16. Александрова Е . А ., Верховская О. Р. Предпринимательские намерения в России: эмпирический анализ //Российский журнал менеджмента. 2015. Т. 13. № 2. С. 3–28.

17. Shirokova G., Osiyevskyy O., Morris M., Bogatyreva K. Expertise, university infrastructure and approaches to new venture creation: Assessing students who start business // Entrepreneurship & Regional Development, 2017, vol. 29, № 9–10, p. 912–944.

18. Ajzen I. The theory of planned behaviour. // Organizational Behavior and Human Decision Processes, 1991, vol. 50, № 2, p. 179–211. https://doi.org/10.1080/0898 5626.2017.1376516

19. Shapero A., Sokol L. The social dimensions of entrepreneurship. In C. A. Kent, D. L. Sexton, & K. H. Vesper (Eds.), Encyclopedia of entrepreneurship (pp. 72–90). Englewood Cliffs: Prentice–Hall, 1982.

20. Franke N., Lüthje C. Entrepreneurial intentions of business students: a benchmarking study // International Journal of Innovation and Technology Management, 2004, vol. 3, № 1, 269–288. https://doi.org/10.1142/s0219877004000209

21. Kolvereid L., Shane S., Westhead P. Is it equally difficult for female entrepreneurs to start businesses in all countries? // Journal of Small Business Management, 1993, vol. 31, p. 42–51.

22. Krueger N. F. What lies beneath? The experiential essence of entrepreneurial thinking // Entrepreneurship Theory and Practice, 2007, vol. 31, № 1, p. 123–138. https:// doi.org/10.1111/j.1540–6520.2007.00166.x

23. Kautonen T., van Gelderen M., Tornikoski E. T. Predicting entrepreneurial behaviour: a test of the theory of planned behaviour //Applied Economics, 2011, vol. 45, № 6, p. 697–707. https://doi.org/10.1080/00036846.2011.610750

24. Stewart W., Roth P. Risk taking propensity differences between entrepreneurs and managers: A meta-analytic review // Journal of Applied Psychology, 2001, vol. 86, № 1, p. 145–153. https://doi.org/10.1037/0021–9010.86.1.145

25. Van Praag C., Cramer J. The roots of entrepreneurship an labour demand: Individual ability and low risk aversion // Economica, 2001, vol. 68, № 269, p. 45–62. https://doi. org/10.1111/1468–0335.00232

26. Mitchell R. K., Busenitz L., Lant T., McDougall P. P., Morse, E. A., Smith, J. B. The distinctive and inclusive domain of entrepreneurial cognition research // Entrepreneurship Theory and Practice, 2004, vol. 28, № 6, p. 505–518. https:// doi.org/10.1111/j.1540–6520.2004.00061.x

27. Tang J., Tang Z., Lohrke F. Developing an entrepreneurial typology: the roles of entrepreneurial alertness and attributional style // International Entrepreneurship and Management Journal, 2007, vol. 4, № 3, p. 273–294. https:// doi.org/10.1007/s11365-007-0041-4

28. Marques C., Ferreira J., Ferreira А., Lages M. Entrepreneurial orientation and motivation to start up a business: evidence from the health service industry // International Entrepreneurship and Management Journal, 2013, vol. 9, № 1, p. 77–94. https://doi.org/10.1007/ s11365-012-0243-2

29. Baron R. The cognitive perspective: a valuable tool for answering entrepreneurship’s basic ‘why’ questions // Journal of Business Venturing, 2004, № 19, p. 221–239. https://doi. org/10.1016/s0883–9026 (03) 00008-9

30. Kobia M., Sikalieh D. Towards a search for the meaning of entrepreneurship // Journal of European Industrial Training, 2010, т. 34, № 2, p. 110–127. https://doi. org/10.1108/03090591011023970

31. McClelland D. C. The Achieving Society. Princeton: Van Nostrand, 1961.

32. Hisrich R. D., Shepherd D. A., Peters M. P. Entrepreneurship. McGraw Hill, 2004.

33. Lüthje C. Franke N. The ‘making’ of an entrepreneur. Testing a model of entrepreneurial intent among engineering students at MIT // R&D Management, 2003, vol. 33, № 2, p. 135–147. https://doi.org/10.1111/1467–9310.00288

34. Hynes, B., Richardson, I. Entrepreneurship education – a mechanism for engaging and exchanging with the small business sector // Education + Training, 2007, т. 49, № 8/9, p. 732–744. https://doi.org/10.1108/00400910710834120

35. Raijman R. Determinants of entrepreneurial intentions: Mexican immigrants in Chicago // Journal of Socio-economics, 2001, vol. 30, № 5, p. 393–411. https://doi. org/10.1016/s1053–5357 (01) 00101-9

36. Boyle R., Magor M. A nation of entrepreneurs? Television Social Change and the Rise of the Entrepreneur // International Journal of Media and Cultural Politics, 2008, vol. 4, № 2, p. 125–144. https://doi.org/10.1386/macp.4.2.125_1

37. Heilman M. E., Chen J. J. Entrepreneurship as a solution: the allure of self-employment for women and minorities // Human Resource Management Review, 2003, № 13, p. 347–364. https://doi.org/10.1016/s1053– 4822 (03) 00021-4

38. Peterman N. E., Kennedy J. Entreprise education influencing students’ perception of entrepreneurship // Entrepreneurial Theory and Practice, 2003, vol. 28, № 2, p. 129–144. https://doi.org/10.1046/j.1540–6520.2003.00035.x

39. Souitaris V., Zerbinati S., Al-Laham A. Do entrepreneurship programmes raise entrepreneurial intention of science and engineering students? The effect of learning, inspiration and resources // Journal of Business Venturing, 2007, vol. 22, № 4, p. 566–591. https://doi.org/10.1016/j. jbusvent.2006.05.002

40. Naia A., Baptista R., Januario C., Trigo V. Entrepreneurship education literature in the 2000s // Journal of Entrepreneurial Education, 2015, vol.18, № 1, p. 111–135. https://doi.org/10.2139/ssrn.2109916

41. Беляева Т. В., Ласковая А. К., Широкова Г. В. Обучение предпринимательству и формирование предпринимательских намерений студентов: роль национальной культуры // Российский журнал менеджмента. 2016. Т. 14. № 1. С. 59–86.

42. Byrne B. M. Structural Equation Modeling With AMOS – Basic Concepts, Applications, and Programming. New Jersey: Lawrence Erlbaum, 2001.

43. Hair J. F., Hult G. T. M., Ringle C. M., and Sarstedt, M. A. Primer on Partial Least Squares Structural Equation Modeling (PLS–SEM). Sage, Thousand Oaks, 2014.

44. Чепуренко А. Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 250–276. https://doi.org/10.17323 /1814-9545-2017-3-250-276


Для цитирования:


Шафранская И.Н. МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАМЕРЕНИЙ СТУДЕНТОВ. Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(3):79-93. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.021

For citation:


Shafranskaya I.N. CAN WE TEACH AN ENTREPRENEUR: FACTORS THAT FORM STUDENTS’ ENTREPRENEUR INTENTIONS. University Management: Practice and Analysis. 2019;23(3):79-93. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.021

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)