№ 6 (2005)
7-12 240
Аннотация
В статье рассматривается становление и развитие российского образования, создание и модернизация университетов в 20-ом веке на Урале, влияние истории и политических процессов на развитие образования.
13-16 238
Аннотация
В статье ректора Уральского государственного университета рассказывается о процессе становления высшей школы на Урале, о рождении вуза нового для России типа, ведущего подготовку специалистов для всех отраслей народного хозяйства, о вузе, который сыграл исключительную роль в развитии промышленности Урала. Рассматриваются проблемы и задачи, которыми вуз живет в настоящее время, о международной образовательной деятельности, о работе вуза в области социальной и внеучебной работы и т. д.
17-21 237
Аннотация
В статье ректора Уральского государственного технического университета рассказывается о становлении и развитии вуза - одного из сильнейших технических вузов страны. Рассматриваются проблемы и задачи, которые решаются в вузе, о международной образовательной деятельности, о работе вуза в области социальной и внеучебной работы и т. д.
22-30 251
Аннотация
В статье проректора по учебной работе Уральского государственного университета рассказывается об основных достижениях в развитии и модернизации образования, об эффективности проведенных реформ в вузе во второй половине 20-го века. Рассматриваются проблемы и задачи, которые решаются в вузе, о международной образовательной деятельности, о работе вуза в области социальной и внеучебной работы и т. д.
31-37 221
Аннотация
В статье рассматривается один из важнейших приоритетов Уральского государственного технического университета, крупнейшего технического вуза России, - целевая подготовка специалистов в практической инженерной деятельности по интегрированным образовательно-производственным программам, которые реализуются вузом совместно с ведущими производственными объединениями и предприятиями. Приведена организационная схема целевой подготовки специалистов, принятая в УГТУ-УПИ, наиболее удачные примеры программ целевой подготовки, предложены варианты совместной работы предприятий и университета.
37-45 227
Аннотация
В статье проректора по новым формам обучения и управлению качеством образования Уральского государственного университета им. А. М. Горького рассказывается об опыте развития, стратегического управления, введения образовательных и организационных инноваций в университете в условиях рыночной экономики. Рассматриваются принципы разумного и органичного сочетания традиционных и инновационных подходов в образовании, приводятся примеры инновационной деятельности вуза, обсуждаются проблемы участия России в Болонском процессе.
46-51 255
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы инновационного развития в России в образовании в условиях рыночной экономики. Приведен опыт инновационной образовательной и управленческой деятельности Уральского государственного технического университета как научно-исследовательского центра, рассмотрены основные принципы, стратегические цели и задачи инновационного развития.
52-56 247
Аннотация
Особенностью классических университетов является обучение на основе фундаментальных научных исследований. Именно этот принцип закладывался при создании Уральского университета в 1920 году. В статье рассказывается, как университету удалось провести этот принцип в жизнь и развить новые формы его реализации, определяются условия получения высокого уровня научных исследований в университете.
57-60 235
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы финансовой устойчивости вузов, финансирования образовательного процесса в условиях жестких законов рыночной экономики. Рассматривается концепция предпринимательского управления вузом, которая предполагает снижение стоимости бизнес-процессов, сокращение избыточных внутривузовских расходов и работ, что приводит к повышению роли бухгалтерии - управлению бухгалтерского учета и финансового контроля. В статье подробно рассказывается об основных проблемах, стоящих перед бухгалтериями крупных государственных образовательных учреждений, и путях их решения.
Образовательно-промышленные группы как инструмент дополнительного финансирования высшего образования
61-65 221
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы государственной поддержки и финансирования высшего образования в России. Предлагается самый органичный, на взгляд авторов, способ зарабатывания дополнительных средств - расширение видов образовательных услуг и объемов их предоставления, что является не просто привлечением средств, а прежде всего мера, направленная на сохранение кадрового преподавательского состава и обеспечение его работой. Рассматриваются проблемы повышения качества и доступности образования, повышения эффективности проводимых реформ, предложены формы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий.
66-70 285
Аннотация
Трансформация социально-экономических отношений формирует новые структуры экономик всех субъектов рыночных отношений, включая вузы. В последние годы финансирование российского высшего образования характеризуется усиливающейся децентрализацией бюджетного процесса, в результате чего коренным образом изменяются система формирования бюджетов вузов и условия финансового менеджмента. В статье рассматривается новая структура бюджета вуза, которая позволила выжить вузам в периоды реформирования и потрясений, но не может считаться адекватной задачам завершающего этапа переходного периода.
71-76 315
Аннотация
Внеучебная воспитательная работа со студентами в высшей школе является важнейшей составляющей качества подготовки специалистов и проводится с целью формирования у каждого студента сознательной гражданской позиции, стремления к сохранению и приумножению нравственных, культурных и общечеловеческих ценностей, а также выработки навыков конструктивного поведения в новых экономических условиях. В статье рассмотрен опыт Уральского государственного технического университета по организации и управлению внеучебной воспитательной работы со студентами. В основу этой системы легли ответственность администрации вуза, традиции и опыт работы органов студенческого самоуправления, а также постоянный поиск новых эффективных форм учебно-воспитательного процесса.
77-81 249
Аннотация
В статье проректора по социальной и внеучебной работе Уральского государственного университета рассказывается об опыте организации работы по социальной защите студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников, повышения эффективности деятельности подразделений социальной сферы, проведения систематической воспитательной работы со студентами во внеучебное время. Для этого в вузе создано управление по социальной и внеучебной работе, деятельности которого посвящена данная статья.
82-86 272
Аннотация
В статье рассказывается об опыте Уральского государственного технического университета по построению, внедрению и эксплуатации корпоративной сети. Представлена подробная схема сети, перечислены службы и сервисы для пользователей, показаны основные отличия этой системы от представленных на рынке.
ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)
ISSN 1999-6659 (Online)