Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСОЛИДАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА ВУЗА

https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.002

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются концептуальные проблемы психологического изучения различных форм консолидации социального капитала вузов. Основными формами консолидации является репутация вуза, доверие, приверженность целям вуза, идентификация с вузом, организационная культура, возможности реализации мотивов. Цель статьи – рассмотреть особенности консолидации социального капитала в трех ведущих вузах страны, провести теоретические обобщения, подтверждающие выдвинутую нами ранее концепцию структурных составляющих социального капитала организаций. В статье последовательно рассмотрены социальный капитал вуза и его взаимосвязь с организационной культурой и репутацией. Дано определение социального капитала организаций, а также консолидации социального капитала. Представлены результаты исследований базовых составляющих социального капитала у представителей различных субкультур вуза (обучающихся, административно-управленческих работников и преподавателей) трех ведущих вузов страны, имеющих высокий рейтинг. Описана взаимосвязь репутации вуза и возможности реализации мотивов обучающихся, динамика формирования социального капитала обучающихся в вузе, детерминанты социализации сотрудников вуза. Для принятия управленческих решений и дальнейших эмпирических исследований все феномены рассмотрены с точки зрения их психологического содержания с учетом объекта исследования (ведущие университеты страны). Всего в исследовании опрошено 590 человек. Данные обработаны при помощи различных статистических методов (контент-анализ, дисперсионный, корреляционный, регрессионный анализ). Исследование показало, что консолидация социального капитала вуза сочетает в себе внешний и внутренний фокус его рассмотрения, выражающийся в совокупных характеристиках репутации («репутационные платформы»), сочетании рыночной и клановой организационной культуры и социализации (доверие, приверженность и идентификация) и является безусловной позитивной базой для понимания возникающих управленческих проблем и целенаправленной работы с ними. Статья вносит вклад в понимание психологических аспектов управления вузом, изучение его совокупного социального капитала, на основании чего может быть существенно повышена его репутация и, соответственно, конкурентные преимущества в предпринимательской университетской среде.

Об авторах

В. А. Чикер
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Чикер Вера Александровна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии 

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9



Л. Г. Почебут
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Почебут Людмила Георгиевна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9



Н. В. Волкова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 
Россия

Волкова Наталья Владимировна – кандидат психологических наук, старший преподаватель Департамента менеджмента

г. Санкт-Петербург, СоюзаПечатников, 16



Список литературы

1. Почебут Л. Г., Чикер В. А., Волкова Н. В. Социальнопсихологическая модель когнитивного социального капитала организации: концепция и аспекты исследования // Организационная психология. 2018. Том 8. № 2. С. 47–71.

2. Почебут Л. Г., Чикер В. А., Волкова Н. В. Социальнопсихологическая модель когнитивного социального капитала организации: факторы формирования и объективация // Организационная психология. 2018. Том 8. № 3. С. 29–59.

3. Почебут Л. Г., Чикер В. А., Захарова. М. В. Доверие и репутация как компоненты когнитивного социального капитала организации // Социальная и экономическая психология. 2018. Том 3. № 4 (12). С. 150–177.

4. Почебут Л. Г. Социальная психология. СПб.: Питер, 2017. 400 с.

5. Чикер В. А., Посохова А. Е. Репутация организации и феномен общения / Социальная психология общения: теория и практика. М.: Инфра-М, 2019. С. 173–188. doi: https://naukaru.ru/en/nauka/monography/1533/view

6. Стопфорд М. Коммуникация, которая создает репутацию. Имидж университета в международном сообществе // Формула научного PR: практики, кейсы, советы. URL: https://www.rvc.ru/upload/iblock/9ae/scientific_formula_PR.pdf. С. 28–35 (дата обращения 10.02.2019).

7. Резник С. Д., Юдина Т. А. Репутация как ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности российского вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 2 (90). C. 81–91.

8. Миляева Л. Г. Рейтинговая оценка репутации вузов, базирующаяся на опросе потребителей // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2017. Том 31. С. 586–590.

9. Прохоров А. В., Жмырева Н. А. Роль репутации вуза в конкурентной среде // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2018. Том: 23. № 174. C. 22–26. doi: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-174-22-26.

10. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. 880 с.

11. Schein E. H. Organizational Culture and Leadership. San Francisco: Jossey-Bass, 2004. 458 p.

12. Морган Г. Имиджи организации: восемь моделей организационного развития. М.: Вершина, 2006. 414 с.

13. Нестик Т. А. Социальный капитал организации: социально-психологический анализ. Часть 1. // Психологический журнал. 2009. № 30 (1). C. 52–63. Часть 2. 2009. Психологический журнал. № 30 (2). C. 29–42.

14. Соломанидина Т., Резонтов С., Новик В. Деловая репутация как одно из важнейших стратегических преимуществ компании // Управление персоналом. 2005. № 3. URL: http://www.top-personal.ru/issue.html?379, (дата обращения 15.02.2018).

15. Яблонскене Н. Л. Корпоративная культура современного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 2. C. 7–25.

16. Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М. Изд. дом Гос. ун-та Высшая школа экономики. 2011. 240 с.

17. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры СПб: Питер. 2001. 311 с.

18. Резник С. Д., Черниковская М. В. Организационная культура российского студенчества в условиях изменений социально-экономической среды. М.: НИЦ ИНФРА-М. 2015. 176 с.

19. Катанаев И. И., Лига М. Б., Цика люк Е. В. Организационная культура вуза: методика исследования // Вестник ЧитГУ, 2012, № 5(84). C. 93–102.

20. Мальцева Г. И. Университетская корпоративная культура // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 2. C. 95–104.

21. Посохова А. Н., Чикер В. А. Репутация организации – позитивный аспект./ Позитивная психология менеджмента. М.: Проспект. 2017. С. 30–42.

22. Fombrun C., Van Riel C. B. M. Fame and Fortune: how successful companies build winning reputations. NJ: Financial Times Prentice-Hall, 2004. 272 pp.

23. Доминяк В. И. Организационная лояльность: модель реализации ожиданий работника от своей организации: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006.

24. Бурмистрова О. Н. Организационная идентификация и оценка сотрудниками эффективности деятельности руководителя: дис. …канд. психол. наук. М., 2010.

25. Почебут Л. Г., Свенцицкий А. Л., Марарица О. В., Казанцева Т. В., Кузнецова И. В. Социальный капитал личности. М.: Инфра-М, 2014. 250 с.

26. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М.: Институт психологии РАН. 2008. 564 с.

27. Почебут Л. Г., Г урие ва С. Д., Чикер В. А. Прогностическая модель социально-психологических факторов укрепления доверия в организации // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 1. С. 22–42. doi: https://doi.org/10.17759/sps.2018090103

28. Hassan S. Employee attachment to workplace: A review of organizationaland occupational identification and commitment // International Journal of Organization Theory & Behavior. 2012, issue 15, № 3, P. 383–422.

29. Bauer T. N. Onboarding new employees: Maximizing success. URL: https://www.shrm.org/foundation/ourwork/initiatives/resources-from-past-initiatives/Documents/Onboarding%20New%20Employees.pdf (дата обращения 18.02.2019).

30. Kammeyer-Mueller J., Wanberg C., Rubenstein A., Song Z. Support, undermining, and newcomer socialization: fitting during the first 90 days //Academy of Management Journal. 2013, vol. 56, № 4, pp. 1104–1124.

31. Цветкова Г. Е., Чикер В. А. Соконкуренция как составляющая карьерных достижений специалистов здравоохранения // Научное мнение. 2018. № 5. С. 46–49.


Для цитирования:


Чикер В.А., Почебут Л.Г., Волкова Н.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСОЛИДАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА ВУЗА. Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(1-2):33-46. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.002

For citation:


Chiker V.A., Pochebut L.G., Volkova N.V. PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF UNIVERSITIES’ SOCIAL CAPITAL CONSOLIDATION. University Management: Practice and Analysis. 2019;23(1-2):33-46. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.002

Просмотров: 119


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)