Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Цифровизация университета: построение интегрированной информационной среды

https://doi.org/10.15826/umpa.2018.06.057

Полный текст:

Аннотация

Статья относится к категории обзорной. Цель статьи - сформулировать системный подход к формированию интегрированной информационной среды, ориентированной на инновационное развитие образовательных услуг в условиях цифровизации университета. Методологической основой является обзор научных публикаций по проблеме построения интегрированной информационной среды и управлению знаниями в университете, управленческих технологий, федерального законодательства по данным вопросам. Практическая значимость статьи проявляется в ознакомлении с инструментами и процессами управления знаниями в университете, в формулировании задач корпоративной информационной системы, разработке рекомендаций по структуре интегрированной информационной среды университета, ориентированной на целевую направленность в управлении бизнес-процессами, индивидуализацию обучения, использование онлайн-курсов и сетевой коллаборации. Области использования управленческой дизайн-модели инновационного развития образовательных услуг заключаются в увязке технологий управления знаниями, внутренних бизнес-процессов и внешней среды в корпоративной информационной системе университета, в возможности сетевого взаимодействия с потребителями образовательных услуг. Концепция управленческой дизайн-модели легла в основу совершенствования сетевой среды в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А. Н. Туполева (в большей мере в части академических знаний). Статья обеспечивает стратегическое понимание роли интегрированной информационной среды университета в онлайн-обучении и проведении исследований, в обеспечении профессиональной подготовки в реальном секторе экономики, участии в сетевых программах. Ценность статьи состоит в подходе к организации интегрированной информационной среды университета, объединяющем академические и управленческие знания, направленном на усиление конкурентных преимуществ образовательных услуг и достижение цели качественного образования. Статья представляет интерес для исследователей в области управления знаниями в высшей школе и для практиков информатизации бизнес-процессов университета. В будущем исследователи могут выполнить более детальные разработки информационных модулей корпоративной информационной системы и инструментов управления организационными (академическими и управленческими) знаниями университета.

Об авторе

Е. Н. Бабин
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева
Россия

Бабин Евгений Николаевич - кандидат экономических наук, директор департамента информационных технологий 

420111, г. Казань, ул. К. Маркса, 10

 



Список литературы

1. Боуэн У. Г. Высшее образование в цифровую эпоху. М.: Издательский дом ВШЭ, 2018. 224 с.

2. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Цифровизация в системе приоритетов развития российских университетов: экспертный взгляд. // Университетское управление: практика и анализ. 2018, № 4, С. 52-67. DOI: 10.15826/umpa.2018.04.040

3. Kotova E. E. Supporting the Process of Training Specialists in an Integrated Educational Environment. Proceedings of the 3rd International Conference Ergo-2018: Human Factors in Complex Technical Systems and Environments, Ergo 2018, 21 August 2018, № 8443821, pp. 140-145. DOI: 10.1109/ergo.2018.8443821

4. Кроу М., Дэбарс У. Модель Нового американского университета. М.: Издательский дом ВШЭ, 2018. 440 с.

5. Пономаренко Е. В. От совместных образовательных программ к новой модели университета: опыт России и Франции // Партнерство России и Франции: интернационализация образования и науки, роль и возможности русского языка. Вып. 2. С. 117-128.

6. Тихомирова Н. В. Тенденции российского рынка образовательных услуг высшего профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 5. С. 32-40.

7. Тихомирова Н. В. Управление современным университетом, интегрированным в информационное пространство: концепция, инструменты, методология. М.: Финансы и статистика. 2009. 264 с.

8. Тихомирова Н. В. Интегрированное пространство знаний - основа интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности высших учебных заведений / И. В. Тихомирова, В. И. Тихомиров, Ю. Ф. Тельнов, В.Ф. Максимова // Профессиональный учебник. 2010. № 1-2 (19-20). С. 8-11.

9. Иванченко Д. А. Smart-университет как основа построения образовательного пространства вуза // Информационные технологии в гуманитарном образовании: сборник материалов V международной научно-практической конференции. Пятигорск, ПЕЛ У, 2013. С.108-115.

10. Информатизация высшей школы: современные подходы и инструменты реализации: Коллективная монография / Под ред. Д. А. Иванченко. М.: Издательство «Октопус», 2014. 192 с.

11. Бердшанский А. М., Кревский И. Г., Мещеряков В. А. Электронная информационно-образовательная среда организации как основа дальнейшего развития электронного обучения // Научно-образовательная информационная среда XXI века: сборник материалов IX международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2015. С. 16-20.

12. Тельнов Ю. Ф. Система управления академическими знаниями университета// Электронная Казань- 2011: сборник материалов III международной научно-практической конференции. Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2011. С. 144-147.

13. Иванченко Д. А. Системный анализ дистанционного обучения. М.: Издательство РЕСУ «Союз», 2005.192 с.

14. Носов Л. С. Концепция создания электронной образовательной среды университета // Новые образовательные технологии в университете: сборник материалов XI международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2014. [Электронный ресурс], URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24666/l/notv-2014-139.pdf (дата обращения: 29.01.2019).

15. Raj Adhikari, D. Knowledge management in academic institutions. International Journal of Educational Management, vol. 24 (2), pp. 94-104. DOI: 10.1108/09513541011020918

16. Birol C., Dagli G., Silman F. Usage of knowledge management tools: UK and Canada versus Russia and Turkey in a comparative study. Egitim Arastirmalari - Eurasian Journal of Educational Research, 2010, vol. 38, pp. 37-54.

17. Esposito V., de Nito E., Iacono M. P., Silvestri L. Dealing with knowledge in the Italian public universities: The role of performance management systems. Journal of Intellectual Capital, 2013, vol. 14 (3), pp. 431-450. DOI: 10.1108/J1C-03-2013-0035.

18. Бабин Е. Н. Концептуальные вопросы управленческих знаний в сетевой среде университета // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 5. С. 100-109. DOI: 10.15826/umj.2016.103.048

19. Бабин Е. Н. Практика внедрения систем управления обучением: дистанционные технологии в помощь преподавателям // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 5. С. 103-112.

20. Fullwood R., Rowley J., Delbridge R. Knowledge sharing amongst academics in UK universities. Journal of Knowledge Management, 2013, vol. 17 (1), pp. 123-136. DOI: 10.1108/13673271311300831

21. Sadia Bibi, Amjad Ali. Knowledge sharing behavior of academics in higher education. Journal of Applied Research in Higher Education, 2017, vol. 9 (4), pp. 550-564. DOI: 10.1108/jarhe-ll-2016-0077

22. Уварова Т. Г. Интегральная концепция управления инновационным университетом на основе знаний // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 6. С. 90-95.

23. Бабин Е. Н. Информационное обеспечение управления вузом: преимущества процессно-модульного подхода // Университетское управление: практика и анализ. № 6. С. 15-22.


Для цитирования:


Бабин Е.Н. Цифровизация университета: построение интегрированной информационной среды. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(6):44-54. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.06.057

For citation:


Babin E.N. Digitalization of the university: construction of the integrated informational environment. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(6):44-54. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2018.06.057

Просмотров: 101


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)