Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ПОИСК ПРОГНОСТИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.15826/umpa.2017.02.030

Полный текст:

Аннотация

В последние годы университеты столкнулись с проблемой снижения академической успеваемости и высоким уровнем отчисления студентов. Данное исследование продолжает многолетнюю работу сотрудников Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова (ПСПбГМУ) по изучению личностных свойств, особенностей саморегуляции и профессионального самоопределения студентов младших и средних курсов медицинского вуза, целью которой является создание эффективных программ комплексного психолого-педагогического сопровождения студентов. Цель данной исследовательской работы заключается в выявлении психологических показателей, являющихся прогностически значимыми критериями, определяющими способность студента к обучению в вузе и академическую успеваемость. Для изучения особенностей профессионального самоопределения, личностных свойств и особенностей саморегуляции студентов были использованы психодиагностические тесты (пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка» П. Коста и Р. МакКрае, симптоматический опросник SCL-90-R, шкала тревожности Ч. Спилбергера - Ю. Л. Ханина, методика В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения») и специально разработанная анкета. В исследовании также использовался пакет диагностических методик, разработанный сотрудниками психофизиологической лаборатории Военной медицинской академии им. С. М. Кирова и утвержденный Приказом Министерства обороны Российской Федерации, включающий два блока психодиагностических тестов: тесты, направленные на диагностику интеллектуальных особенностей, и тесты, направленные на изучение адаптационного личностного потенциала студентов. В качестве критериев академической успеваемости студентов учитывались: средний балл студентов за весь период обучения в вузе, рассчитанный как отношение суммы всех оценок к количеству сданных предметов, количество сессий, сданных без задолженностей, и наличие задолженностей. В исследовании приняли участие 697 студентов 3 курса Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова. Психологическое тестирование данных студентов проводилось дважды - на 1 и 3 курсе обучения. Для оценки роли психологических показателей в прогнозе академической успеваемости были использованы данные психологического тестирования этих же студентов на 1 курсе. Результаты исследования показали, что хорошими критериями академической успеваемости и прогноза отчисления студентов-медиков к 3 курсу обучения являются такие психологические параметры, как уровень развития интеллектуальных ресурсов (логическое мышление, математические способности), личностные качества - стрессоустойчивость, способность к оценке и планированию своих действий, добросовестность, низкая тревожность как реакция на ситуацию, развитая система психической саморегуляции поведения. Для студентов группы риска, у которых при поступлении выявлены более слабые интеллектуальные и личностные ресурсы, но при этом высоко желание состояться в профессии врача, необходимо разрабатывать программы психологического сопровождения и индивидуальные стратегии обучения, подключать к более тесному взаимодействию с ними кураторов групп, чтобы своевременно выявлять и преодолевать трудности в обучении и быстрее адаптироваться к условиям обучения в медицинском вузе. Полученные результаты показывают необходимость дальнейшего углубленного и системного изучения взаимосвязи психологических переменных с успешностью обучения в вузе и дальнейшего поиска критериев прогноза академической успешности.

Об авторах

Е. Р. Исаева
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Россия


О. В. Тюсова
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Россия


А. В. Тишков
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Россия


А. М. Шапоров
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Россия


О. В. Павлова
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Россия


Д. А. Ефимов
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Россия


Т. Д. Власов
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Россия


Список литературы

1. Исаева Е. Р. Новое поколение студентов: новые проблемы и новые подходы к обучению // Материалы XIX междунар. науч.-метод. конф. «Современное образование: содержание, технологии, качество». СПб.: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ им. В. И. Ульянова (Ленина), 2013. Т. 2. С. 15-17.

2. Тюсова О. В., Лебедева Г. Г., Исаева Е. Р. Психолого-педагогические технологии обучения в формировании профессиональных компетенций будущего врача // Материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Инновации в здоровье нации». СПб.: Изд-во СПбХФА, 2013. С. 349.

3. Тюсова О. В., Шапоров А. М., Павлова О. В., Лебедева Г. Г., Исаева Е. Р. Социально-психологические особенности и профессиональная направленность студентов медицинского вуза // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова. 2015. Т. XXII. № 4. С. 51-54.

4. Павлова О. В., Шапоров А. М., Исаева Е. Р., Тюсова О. В. Профессиональная направленность и личностные особенности студентов медицинского вуза // Психология - наука будущего: Материалы VI Международной конференции молодых ученых / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 334-338.

5. Афонькина Ю. А. Становление профессиональной направленности в развитии человека. Мурманск: МГПИ, 2001. 180 с.

6. Исаченкова Л. Б. Учебная мотивация студентов географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2010. № 2. С. 37-49.

7. Копысова Л. А. Психолого-педагогические основы развития мотивации профессиональной деятельности обучающихся в вузах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология, социология и педагогика. 2010. № 2. С. 305-310.

8. Кочергина Е. В., Най Дж. В. К., Орел Е. А. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов [Электронный ресурс]. URL: https://lia.hse.ru/data/2012/10/10/1247121299/ Nye_Orel_Kochergina_2012.pdf (дата обращения: 20.03.2017).

9. Kuncel N. R., Crede M., & Thomas L. L. The Validity of Self-Reported Grade Point Averages, Class Ranks, and Test Scores: A Meta-Analysis and Review of the Literature, Review of Educational Research, 2005, no. 75 (1), pp. 63-82.

10. Johnson V. E. An Alternative to Traditional GPA for Evaluating Student Performance, Statistical Science, 1997, no. 12 (4), pp. 251-269.

11. Bacon D. R., & Bean B. GPA in Research Studies: An Invaluable but Neglected Opportunity, Journal of Marketing Education, 2006, no. 28, pp. 35-42.

12. Strenze T. Intelligence and Socioeconomic Success: A Metaanalytic Review of Longitudinal Research, Intelligence, 2007, no. 35, pp. 401-426.

13. Roth P. L., BeVier C. A., Schippman J. S. & Switzer F. S. Meta-Analysing the Relationship between Grades and Job Performance, Journal of Applied Psychology, 1996, no. 81, pp. 548-556.

14. Poropat A. E. A Meta-Analysis of the Five-Factor Model of Personality and Academic Performance, Psychological Bulletin, 2009, vol. 135, no. 2, pp. 322-338.

15. Гордеева Т. О., Кузьменко Н. Е., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Рыжова О. Н., Демидова Е. Д. Индивидуально-психологические особенности и проблемы адаптации студентов: отличаются ли победители олимпиад от остальных? // Современные тенденции развития естественнонаучного образования: фундаментальное университетское образование / под общ. ред. акад. В. В. Лунина. М.: Изд-во МГУ, 2010. C. 92-102.

16. Гордеева Т. О., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. C. 642-668.

17. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Кузьменко Н. Е., Леонтьев Д. А., Рыжова О. Н., Демидова Е. Д. Об эффективности двух систем зачисления абитуриентов в химические вузы: дальнейший анализ проблемы // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. C. 404-423.

18. Чермянин C. В., Корзунин В. А., Юсупов В. В. Диагностика нервно-пcихичеcкой неустойчивости в клинической психологии. СПб.: Речь, 2010. 190 c.

19. Юсупов В. В. Психофизиологическое сопровождение обучающихcя в системе военного образования: диа.. д-ра мед. наук. СПб.: Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, 2013. 371 c.

20. Корзунин А. В. Психофизиологические критерии оценки нервно-психической устойчивости в процессе военно-профессиональной адаптации военнослужащих: автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб.: Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, 2015. 24 с.

21. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. и сост. Райгородский Д. Я. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. С. 549-672.

22. Организация и проведение профессионально-психологического сопровождения курсантов военно-медицинских учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации: методические рекомендации. СПб.: Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, 2008. 188 с.

23. Han J., KamberM., Pei J. Data Mining: Concepts and Techniques. Waltham: Morgan Kaufmann Publishers, 2011. 744 p.

24. Quinlan J. R. Induction of Decision Trees, Machine Learning, 1986, no. 1, pp. 81-106.


Для цитирования:


Исаева Е.Р., Тюсова О.В., Тишков А.В., Шапоров А.М., Павлова О.В., Ефимов Д.А., Власов Т.Д. ПОИСК ПРОГНОСТИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(2):163-175. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.02.030

For citation:


Isaeva E.R., Toussova O.V., Tishkov A.V., Shaporov A.M., Pavlova O.V., Efimov D.A., Vlasov T.D. SEARCHING FOR PROGNOSTIC CRITERIA OF STUDENTS’ ACADEMIC SUCCESS. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(2):163-175. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.02.030

Просмотров: 93


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)