Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ МОЛОДОГО УЧЕНОГО: ДЕФИЦИТНЫЕ РЕСУРСЫ ПОДДЕРЖКИ

https://doi.org/10.15826/umpa.2017.02.028

Полный текст:

Аннотация

В данной статье концептуально осмысляются новые подходы в отношении ресурсов профессионального роста современного молодого ученого на основании анализа трендов развития сферы научных исследований в России и мире. В работе исследуется проблема профессионального роста молодых ученых, связанная с дефицитом профессиональных ориентиров и критично важных для качественной исследовательской работы ресурсов ее поддержки. Авторами указанная проблема рассматривается через три составляющих: а) дефицитность декларированных внятных исследовательских политик в российских университетах как нормированного стратегического фокуса внимания; б) неразвитость эффективных организационных форм исследований, таких как сетевые исследования; в) слабое присутствие качественной аналитики в области исследовательской деятельности. В работе описывается сущность исследовательской политики в мировом опыте управления университетами и перспективы по ее усилению для российских университетов в целом и молодых ученых в частности. Далее рассматриваются ключевые характеристики сетевых и коллаборативных форм исследований, их роль для интенсификации исследовательской деятельности, укрепления исследовательских сообществ и становления молодых ученых. Во многих странах профессиональные сообщества (ассоциации) играют важную роль в развитии специальностей, областей знаний, профессионального образования и поддержке специалистов. В статье рассматривается, какую роль для молодого ученого могут играть международные профессиональные ассоциации как в формировании исследовательских компетенций, так и в построении академической карьеры. В заключительной части работы рассматриваются современные инструменты и методы аналитики для наукометрической работы и управления научной деятельностью. В первую очередь рассматриваются профессиональные инструменты (например, Essential Science Indicators, InCites, SciVal), способствующие ориентированию и позиционированию молодых ученых и научных коллективов во внешней научной среде, в частности, в современных тенденциях развития тех или иных научных областей, их перспективности. Затем рассматриваются инструменты, основанные на технологиях машинного обучения и data mining, для проведения внутренней аналитической работы по выявлению скрытых закономерностей внутри университета с целью выработки управленческих решений, способствующих эффективному профессиональному росту молодых ученых и интенсификации исследовательской деятельности научных групп. Работа базируется на исследовании и анализе теоретического материала, а также результатах работы группы «Исследовательская политика» в рамках цикла стратегических сессий Национального исследовательского Томского государственного университета (2015-2016 гг.) под руководством Московской школы управления «Сколково». Выявление указанных дефицитных ресурсов для поддержки профессионального роста молодых ученых представляет собой новый подход, опирающийся на необходимые направления развития науки в целом. Предлагается усилить развитие указанных дефицитных направлений, описываются возможные формы такой поддержки молодых ученых. При этом описанные дефициты и предложенные меры, не претендуя на системность, не исчерпывают список существующих проблем в области поддержки профессионального роста молодых ученых, а лишь концентрируются на некоторых из них.

Об авторах

Е. А. Другова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия


А. А. Андраханов
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия


Л. А. Больбасова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия


Д. А. Коричин
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Ащеулова Н. А. Молодые ученые Санкт-Петербурга: барьеры и механизмы адаптации // Инновации. 2009. № 1. С. 13-16.

2. Ворох А. «Молодые ученые»: опыт формулирования проблемы // Троицкий вариант. Наука.2013.7 мая (№ 128). С. 6.

3. Профессиональный рост и научная карьера: есть ли разница? // Интернет-издание «Наука и технологии России - STRF.ru». 2015. 27 марта [Электронный ресурс]. URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=95915#.WMoBFvnyg2x (дата обращения: 10.03.2017).

4. Волков А. Е., Мельник Д. Автономность и публичность университета//Ведомости.2017. 1 февраля (№ 4253) [Электронный ресурс].URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/02/01/675685-avtonomnost-universiteta (дата обращения:10.03.2017).

5. Салми Д., Фрумин И. Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования.2013. № 1. С. 25-68.

6. ResearchPolicyHandbook [Электронный ресурс]. URL: https://doresearch.stanford.edu/node/30294 (дата обращения: 10.03.2017).

7. University Research Policies [Электронный ресурс]. URL: http://www.nyu.edu/research/research-policies. html(дата обращения: 10.03.2017).

8. Aerosols, Clouds, and Trace gases Research Infrastructure Network [Электронный ресурс]. URL: http:// www.actris.net (дата обращения:05.03.2017).

9. AErosol RObotic NETwork [Электронный ресурс]. URL: https://aeronet.gsfc.nasa.gov (дата обращения:05.03.2017).

10. European Aerosol Research Lidar Network [Электронный ресурс]. URL: https://www.earlinet.org (дата обращения:05.03.2017).

11. Иншаков О. В. Коллаборация как глобальная форма организации экономики знаний // Экономика региона. 2013. № 3. С. 38-46.

12. LIGOScientificCollaboration [Электронный ресурс]. URL: http://www.ligo.org (дата обращения:05.03.2017).

13. Меликян А. В. Основные характеристики международных сетей университетов// Вопросы образования. 2014. № 3. С. 100-117.

14. CollaborateMerriam-Webster’sOnlineDictionary, 2007 [Электронный ресурс]. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/collaborate (дата обращения: 05.03.2017).

15. Шейх А. А. Научно-исследовательское сотрудничество: краткое руководство для молодых ученых // ElsevierConnect. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://elsevierscience.ru/news/376 (дата обращения:05.03.2017).

16. Ащеулова Н. А., Душина С. А. Академическая карьера молодого ученого в России // Инновации. 2012. № 7. С. 60-68.

17. Джонсон А. М. Составление плана успешной научной карьеры. Руководство для молодых ученых. Амстердам: Эльзевир, 2012. 118 c.

18. Назарова И. Б. Профессиональные сообщества в сфере оказания медицинских услуг и охраны здоровья: презентация в интернет пространстве // Социальные аспекты здоровья населения. 2014. Вып. 38. Т. 4. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/587/30/lang, ru (дата обращения: 05.03.2017).

19. Савина Т. Ф., Стерлигов И. А. InCitesvsSciVal: сравниваем продвинутые наукометрические пакеты из подписки НИУ ВШЭ [Электронный ресурс].ЦКЬ: https://okna.hse.ru/news/191799062.html (дата обращения:10.03.2017).

20. Ефименко И. В. Можно ли измерить науку: философия, язык и культура современной наукометрии [Электронный ресурс]. URL: https://rn.youtube.com/watch?v=FinOKc6IlR0 (дата обращения:10.03.2017).

21. Герасимов С. В., Курынин Р. В., Машечкин И. В., Петровский М. И., Царёв Д. В., Шестимеров А. А. Инструментальные средства оценки качества научно-технических документов // Труды Института системного программирования РАН. 2013. Т. 24. С. 359-380.

22. Брудно А. А., Попов А. П., Соловьев А. В. Научная информация в сетевой модели управления исследованиями и разработками // Труды Института системного анализа РАН. 2015. Т. 65. № 4. С. 64-67.

23. Tsolakidis A., Sgouropoulou C., Xydas I., Terraz O., Miaoulis G. Academic Evaluation and Research Policy Decision Making Using Graph Visualization, in: Proceedings of 15th Panhellenic Conference on Informatics, Kastonia, Greece,2011, pp. 28-32.

24. Guns R., Rousseau R. Recommending Research Collaborations Using Link Prediction and Random Forest Classifiers, Scientometrics, 2014, vol. 101, pp. 1461-1473.

25. Cook I., Grange S., Eyre-Walker A. ResearchGroups: HowBigShouldTheyBe? [Электронный ресурс]. URL: https://peerj.com/articles/989 (дата обращения: 10.03.2017)

26. Rafols I., Porter A. L., Leydesdorff L. Science Overlay Maps: A New Tool for Research Policy and Library Management, Journal of the American Society for Information Science and Technology, 2010, vol. 61, no. 9, pp. 1871-1887.

27. Ibanez A., Larranaga P., Concha B. Cluster Methods for Assessing Research Performance: Exploring Spanish Computer Science, Scientometrics, 2013, vol. 97, pp. 571-600.

28. Ebadi A., Schiffauerova A. iSEER: An Intelligent Automatic Computer System for Scientific Evaluation of Researchers, Scientometrics, 2016, vol. 107, pp. 477-498.

29. Daud A., Ahmad M., MalikM. S. I., Che D. Using Machine Learning Techniques for Rising Star Prediction in Co-Author Network, Scientometrics, 2015, vol. 102, pp. 1687-1711.


Для цитирования:


Другова Е.А., Андраханов А.А., Больбасова Л.А., Коричин Д.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ МОЛОДОГО УЧЕНОГО: ДЕФИЦИТНЫЕ РЕСУРСЫ ПОДДЕРЖКИ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(2):144-154. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.02.028

For citation:


Drugova E.A., Andrakhanov A.A., Bolbasova L.A., Korichin D.A. PROFESSIONAL GROWTH OF A YOUNG SCIENTIST: SCARCE SUPPORT RESOURCES. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(2):144-154. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.02.028

Просмотров: 613


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)