Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Будущее высшей школы России: социально-экономические контексты и критические ситуации (по результатам Делфи-опроса экспертов)

Полный текст:

Аннотация

Представлены результаты Делфи-опроса экспертов о будущем высшей школы в России в перспективе до 2030 г., в опросе участвовало 730 экспертов из 39 крупных городов России, работающих в высшей школе (представлено 79 университетов), органах власти, бизнесе. Эксперты полагают, что ситуация в высшем обра-зовании России будет определяться конкуренцией четырех сценариев развития страны: «сырьевое будущее», «догоняющая модернизация», «локальное лидерство», «когнитивное общество». Представлена «карта», включающая семь возможных критических ситуаций для высшей школы в период до 2030 г. Показано, что наиболее вероятными и значимыми ситуациями могут стать критически низкое качество абитуриентов, стагнация высшего образования и науки при доминировании сценария «сырьевое будущее».

Об авторах

Валерий Сергеевич Ефимов
Центр стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета
Россия


Алла Владимировна Лаптева
Центр стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета
Россия


Максим Валерьевич Румянцев
Гуманитарный институт Сибирского федерального университета
Россия


Список литературы

1. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование-2030 : аналит. докл. / под ред. В. С. Ефимова [Электронный ресурс]. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2012. URL: <http://foresight.sfu-kras.ru/>sites/foresight.sfu-kras.ru/files/_Doklad_ <http://sfu-kras.ru/files/_Doklad_>Vysshaya_shkola_-_2030_ekspertnyy_vzglyad_2012.pdf

2. Ефимов В. С, Лаптева А. В. Высшее образова-ние в России: вызовы XXI века // Университетское уп-равление: практика и анализ. 2010. № 4 (68). С. 6-17.

3. Ефимов В. С, Лаптева А. В. Будущее высшего образования в России: экспертное видение // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 4 (74). С. 52-64.

4. Постиндустриальный переход в высшем образо-вании России: на примере анализа развития рынка образовательных услуг Северо-Запада РФ Российской Федерации : докл. фонда «Центр стратегических разра-боток "Северо-Запад"». СПб., 2005. 127 с.

5. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной ре-альности. М. : Добросвет ; Кн. дом «Университет», 1998.

6. Barnett R. Realizing the University in an Age of Supercomplexity. Buckingham : Open Univ. Press, 1999.

7. Readings B. The university in ruins. Cambridge: Harvard University Press, 1996.


Для цитирования:


Ефимов В.С., Лаптева А.В., Румянцев М.В. Будущее высшей школы России: социально-экономические контексты и критические ситуации (по результатам Делфи-опроса экспертов). Университетское управление: практика и анализ. 2012;(2):24-37.

For citation:


Efimov V.S., Laptev A.V., Rumyantsev M.V. The future of higher school in Russia: socio-economic contexts and critical situations (Delphi results). University Management: Practice and Analysis. 2012;(2):24-37. (In Russ.)

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)