Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Развитие новых профессий: управленческие аспекты вузовской подготовки

https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.018

Аннотация

Проблемно-исследовательская статья. В данной статье авторы выделяют проблемы, которые возникают при организации вузовской подготовки в сфере новых профессий (менеджмент, маркетинг, связи с общественностью, реклама). На примере подготовки специалистов по связям с общественностью анализируются существующий разрыв в понимании профессиональным и вузовским сообществами перечня и специфики необходимых выпускнику компетенций, а также сложности, связанные со статусом данного направления в структуре сложившейся профессиональной подготовки в вузах. Авторами осуществлен сравнительный анализ различий в подготовке по связям с общественностью в российских и американских вузах в зависимости от существующих практик регулирования и управления в сфере высшего образования. Сравнительный анализ сделан на основе теоретических и эмпирических данных, как имеющихся в свободном доступе, так и авторских. Методология исследования базируется на системно-структурных принципах анализа сферы образования с точки зрения управленческого подхода. Методами сбора данных являются анализ научной литературы, контент-анализ интернет-источников, опрос специалистов по связям с общественностью г. Екатеринбурга, экспертный опрос преподавателей и административного персонала ряда американских вузов. В ходе исследования было обнаружено, что различия в подготовке специалистов по связям с общественностью в российских и американских вузах во многом связаны с системой управления и существующими образовательными стандартами. Кроме того, имеется ряд латентных факторов, которые влияют на разнообразие образовательных программ в России. Общим в системе вузовской подготовки является влияние на образовательные программы запросов рынка труда, которые определяют содержание подготовки специалистов по связям с общественностью в соответствии со спецификой каждой из стран. Для дальнейших исследований и точности сравнительного анализа необходим опрос специалистов по связям с общественностью в США по той же методике, которая использовалась в российском исследовании. Авторы считают, что существует ряд латентных факторов, влияющих на подготовку специалистов в США, выявление которых возможно в результате дополнительных исследований. В итоге авторы приходят к выводу, что при разработке образовательных программ по новым направлениям подготовки важно анализировать латентные факторы, влияющие на содержание программ и процесс их реализации. Эти факторы необходимо учитывать и при принятии управленческих решений об организации подготовки специалистов по связям с общественностью в сложившейся вузовской структуре.

Об авторах

И. Б. Бритвина
Уральский федеральный университет
Россия


Г. А. Савчук
Уральский федеральный университет
Россия


О. В. Новоселова
Уральский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Toth E. L., Aldoory L. A First Look: An In-depth Analysis of Global Public Relations Education [Электронный ресурс]. New York: PRSA Foundation, 2010. URL: http://www.commpred.org/_uploads/report4-full.pdf (дата обращения: 01.05.2016).

2. Okae-Anti A. A History of Public Relations Education in Ghana [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://microsites.bournemouth.ac.uk/historyofpr/files/2014/03/IHPRC-2014-Abstracts.pdf (дата обращения: 10.10.2014).

3. Celebi S. An Exploratory Investigation of Public Relations Education and Profession through the Lenses of Undergraduate PR Students [Электронный ресурс] // Public Relations Journal. 2012. Т. 6, № 3. URL: http://www.prsa.org/Intelligence/PRJournal/Documents/2012Celebi.pdf (дата обращения: 17.05.2016).

4. Чумиков А. Н., БочаровМ. П. Связи с общественностью: теория и практика. М.: Дело, 2008. 560 с.

5. Azarova L., Slutsky P. Public Relations evolution and its impact on PR practice and education: Russian experience [Электронный ресурс] // The International History of Public Relations Conference / abstracts edited by prof. Tom Watson (Bournemouth University, 2nd & 3rd July 2014). URL: http://microsites.bournemouth.ac.uk/historyofpr/files/2014/03/IHPRC-2014-Abstracts.pdf (дата обращения: 10.10.2014).

6. Лукиева Е. Б. Теория и практика связей с общественностью. Часть I. Основы PR : учеб. пособие. Томск: Изд-во Томск. политех. ун-та, 2006. 156 с.

7. Eaton J. S. An Overview of U.S. Accreditation [Электронный ресурс] // Council for Higher Education Accreditation. - 2012. - Август. URL: http://www.chea.org/pdf/2009.06_Overview_of_US_Accreditation.pdf (дата обращения: 12.02.2016).

8. Dickson T. Mass Media Education in Transition: Preparing for the 21st Century. Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2000. 290 с.

9. Dozier D. Program Evaluation of Roles of Practitioners // Public Relations Review. 1984. Т. 10, № 2. С. 13-21.

10. Where Shall I Go to Study Advertising and Public Relations? / eds. B. I. Ross, J. I. Richards. Lubbock, TX: Advertising Education Publications, 2008. 32 с.

11. Moss D. A., Newman A., De Santo B. What do communication managers do? Defining and refining the core elements of management in a public relations/communications context // Journalism and Mass Communications Quarterly. 2005. Т. 82, № 4. С. 873-890.

12. Broom G., Dozier D. Advancement for public relations role models // Public Relations Review. 1986. Т. 12, № 1. С. 37-56.

13. Vieira Jr. E. T., Grantham S. Defining Public Relations Roles in the U.S.A. Using Cluster Analysis // Public Relations Review. 2014. Т. 40, № 1. С. 60-68.

14. Профессиональный стандарт специалиста по связям с общественностью [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/file/d/0B0MQY2BqV8swRS1TVGtNNEI4aDA/view?pref=2&pli=1 (дата обращения: 16.05.2016).

15. Ассоциация коммуникационных агентств России [Электронный ресурс]. 20.11.2015. URL: http://www.akarussia.ru/press_centre/news/id6248 (дата обращения: 16.05.2016).

16. PRSA Code of Professional Ethics [Электронный ресурс]. URL: http://www.prsa.org/AboutPRSA/Ethics/documents/Code%20of%20Ethics.pdf (дата обращения: 17.05.2016).

17. Ross B. I., Osborne A. C., Richards J. I. Advertising Education. Yesterday-Today-Tomorrow. Baton Rouge, LA: Louisiana State University, 2006. 181 с.

18. Where Shall I Go to Study Advertising and Public Relations? [Электронный ресурс] / eds. B. I. Ross, J. I. Richards // Advertising and Public Relations Programs in the United States Colleges and Universities. - Lubbock, TX: American Academy of Advertising, 2015. URL: http://www.aaasite.org/Resources/Documents/2015Where%20to%20Go.pdf (дата обращения: 17.05.2016).

19. Standards for Master's Degree in Public Relations: Educating for Complexity [Электронный ресурс] // The Report of the commission on Public Relation Education. 2012. Октябрь. URL: http://www.commpred.org/_uploads/report5-full.pdf (дата обращения: 17.05.2016).


Рецензия

Для цитирования:


Бритвина И.Б., Савчук Г.А., Новоселова О.В. Развитие новых профессий: управленческие аспекты вузовской подготовки. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(3):73-82. https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.018

For citation:


Britvina I.B., Savchuk G.A., Novoselova O.V. The development of new professions: managerial aspects of university training. University Management: Practice and Analysis. 2016;(3):73-82. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.018

Просмотров: 626


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)