Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Концептуальные вопросы управленческих знаний в сетевой среде университета

Полный текст:

Аннотация

Статья относится к категории концептуальной. Цель статьи - сформулировать стратегические направления совершенствования управленческих знаний университета и выявить задачи сетевой среды университета для выполнения принципов инновационного развития образовательных услуг и создания их конкурентных преимуществ. Это предполагает выделить место, особенности и уровни управленческих знаний, концептуально представить информационные комплексы корпоративной информационной системы университета и обобщенную модель управленческих знаний. Методологической основой исследования является междисциплинарный подход к исследованию. Выполнено теоретическое обобщение научных публикаций по управлению знаниями, управлению университетом, анализ национальных стандартов по вопросам информатизации. Практическая значимость исследования проявляется в разработке обобщенной модели управленческих знаний университета, рекомендаций по содержанию данной модели и структуре корпоративной информационной системы в управлении стратегическими, тактическими и оперативными процессами университета с тем, чтобы задать их целевую направленность и реализовать ключевые компетенции университета. Области использования обобщенной модели управленческих знаний университета заключаются не только в управлении процессами, но и в увязке технологий управления знаниями, субъектов, уровней управления, внутренних процессов и внешней среды в корпоративной информационной системе университета, в возможности сетевого взаимодействия с потребителями образовательных услуг для их инновационного развития. Результаты и материалы исследования легли в основу совершенствования сетевой среды в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А. Н. Туполева. Сделанные по итогам исследования предложения могут быть использованы в совершенствовании корпоративной информационной системы на основе процессно-модульного подхода и в организации студентоцентрированного обучения. Вклад проведенного исследования в теорию и практику университетского управления заключается в обеспечении стратегического понимания роли сетевой среды университета в управлении знаниями и развитии управленческих инноваций. Ценность статьи состоит в полезном для усиления конкурентных преимуществ образовательных услуг концептуальном подходе к организации управленческих знаний университета в сетевой среде, основанном на российских эмпирических элементах и личном практическом опыте автора. Статья представляет интерес для практиков информатизации управления университетом и исследователей в области управления знаниями в высшей школе. В статье содержатся в большей мере концептуальные суждения и практические рекомендации. Поэтому в будущем исследователи могут выполнить более детальные эмпирические разработки информационных комплексов корпоративной информационной системы.

Об авторе

Е. Н. Бабин
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева - КАИ
Россия


Список литературы

1. Metcalfe A. The Political Economy of Knowledge Management in Higher Education // A. Metcalfe, A. Scott. Knowledge management and higher education: crit. Analysis, Information Science Publishing, Hershey. London, Singapore, 2006. Р. 1-20.

2. Тихомирова Н. В. Изменение системы управления университетом в период его трансформации М.: Изд. центр Евразийского открытого института, 2008. 236 с.

3. Уварова Т. Г. Интегральная концепция управления инновационным университетом на основе знаний // Университет. управление: практика и анализ. 2008. № 6. С. 90-95.

4. Benitez D., Perez D., Questier F., Zhu C. Experiential knowledge creation processes in the higher education teaching-learning process // 12th European Conference on Knowledge Management, ECKM 2011 in Passau, Germany, Proceedings of the European Conference on Knowledge Management, ECKM, 2011. Р. 88-96.

5. Информатизация высшей школы: современные подходы и инструменты реализации : коллект. монография / под ред. Д. А. Иванченко. М.: Изд-во «Октопус», 2014. 192 с.

6. Schiuma G. Managing knowledge for business performance improvement // Journal of Knowledge Management. 2012. Vol. 16, No. 4. Р. 515-522.

7. Nonaka I., Takeuchi H. The knowledge creating company: how Japanese companies create the dynamics of innovation, Oxford University Press, New York, NY, 1995.

8. p.

9. Garvin D. The processes of organization and management // Sloan Management Review, 1997. Vol. 39, No. 4. Р. 33-50.

10. Экк K. де. Знание как новая парадигма управления // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2. C. 68-73.

11. Мильнер Б. З. Управление знаниями. М.: Инфра-М, 2003. 177 с.

12. Боункен Р. Б. Строение организационного знания на виртуальных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 6. С. 77-84.

13. Дресвянников В. А. Управление знаниями организации. М.: КНОРУС, 2010. 344 с.

14. Баранчеев В. П. Управление знаниями. М.: Центр маркетинг. исследований и менеджмента, 2005. 144 с.

15. Бабин Е. Н. Информационное обеспечение управления вузом: преимущества процессно-модульного подхода // Университет. управление: практика и анализ. 2011. № 6. C. 15-22.

16. Тихомирова Н. В., Исаев С. Н. Тенденции российского рынка образовательных услуг высшего профессионального образования // Университет. управление: практика и анализ. 2010. № 5. С. 32-40.

17. Затонский А. В., Варламова С. А. Автоматизация управления филиалом вуза. М.: Компания «Спутник». 2011. 264 с.

18. Быковский В. В., Веденеев П. В., Волкова Т. В. Сервисы корпоративной автоматизированной информационной системы вуза для преподавателей и обучающихся // Информационная среда вуза XXI века : сб. материалов IX Международ. науч.-практ. конф. Петрозаводск: ПГУ, 2015. С. 28-33.


Для цитирования:


Бабин Е.Н. Концептуальные вопросы управленческих знаний в сетевой среде университета. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(5):100-109.

For citation:


Babin E.N. Conceptual questions of managerial knowledge in the network environment for university. University Management: Practice and Analysis. 2016;(5):100-109. (In Russ.)

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)