Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК КОРПОРАЦИЯ: НОВАЯ РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ КОРПОРАТИВНОСТИ

https://doi.org/10.15826/umpa.2018.02.013

Полный текст:

Аннотация

Статья относится к категории концептуальных. На основе теоретических разработок отечественных и зарубежных ученых, философов и социологов уточняются вопросы, связанные с понятием «корпоративная культура» университета, ее содержанием и функциональным назначением. Основное внимание уделяется корпоративной культуре современного классического университета. Цель статьи - аргументировать исторические изменения в содержании университетской корпоративной культуры, показать их релевантность вызовам соответствующего им времени. Причина написания статьи состоит в том, что сегодня фиксируются кардинальные изменения в корпоративной культуре университета, которые ведут к трансформации его Идеи и Миссии. Трансформации осуществляются в сторону наращивания в университете объема коммерческих начал. В этом таится угроза потери университетом своего научно-образовательного статуса и превращения его в экономическую корпорацию. Такая ситуация требует объяснения. Основными методами исследования являются исторический и компаративный. Они помогли ответить на вопрос о времени возникновения университета в России и показать, что, будучи инициированным Ломоносовым, он возник задолго до западного классического университета. Эти методы позволили сравнить названные исторические модели классических университетов, выявить их общие и специфические характеристики и соотнести их с критериями современного университета, его корпоративной культурой. Вывод (и здесь состоит новизна авторской интерпретации корпоративной культуры университета) такого сравнения заключается в следующем. Если в доклассических (средневековых) и классических университетах (XVIII - конец XX вв.) университетская корпоративная культура включалась непосредственно в культуру профессорскую, то в современном университете этого единства нет. В качестве своей социокультурной базы он имеет две культуры - профессорскую и корпоративную. Обе культуры имеют разные функции. Функциональным назначением корпоративной культуры является повышение конкурентоспособности университета на мировом образовательном рынке. Это заметно по изменившемуся университетскому дискурсу, включившему как немаловажные слова: «коммерция», «товарные ценности», «образовательные услуги», «академический капитализм» и пр. Поскольку корпоративная культура университета играет сегодня заметную роль в его жизни, то она может быть включена в список критериев классического университета (наряду с фундаментализацией и гуманитаризацией образования, его автономией, культом преподавателя и т. п.). Но понимаемая в чисто экономическом плане она противоречит традиционно классическим критериям. В этом и состоит опасность для университета. В то же время как новый критерий университета корпоративная культура является ответом на вызовы современного глобализирующегося общества. Названное противоречие является проблемным и подлежит решению. Одним из направлений этого решения может явиться включение в содержание корпоративной культуры заботы о культурно антропологическом портрете студента и выпускника. Прежде всего, в заботе нуждается формирование таких личностных характеристик, как доверие, сотрудничество, взаимопомощь и т. п. Эти черты могут купировать объективно возникший сегодня индивидуализм, антитолерантные установки, деперсонализацию, крах мультикультурных настроений. Выводы статьи могут иметь значение для профессоров и студентов в их совместной работе, а также для административных университетских структур.

Об авторе

Г. И. Петрова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Когнитивный университет: контуры будущего // Стратегические ориентиры. 2014. № 6. С. 18-29.

2. Пойзнер Б. Н., Соснин Э. А. Границы университета // Классический университет в неклассическое время. Труды Томского государственного университета. Т. 269. Томск, 2008. С. 16-19.

3. Латыш Н. И. Идея университета в контексте современной цивилизации [Электронный ресурс]. URL: www.charko.narod.ru (дата обращения: 14.02.2018).

4. Gama Ruiz M. J. Reflections on the Functions of the European University in the New Millennium [Электронный ресурс]. URL: https://www.ph-freiburg.de/fileadmin/dateien/fakultaet1/ew/ew1/erasmus-ip-2006/literature/Teacher_s_Contribution/Garcia_Maria_Paper.doc (дата обращения:14.02.2018).

5. Ридингс Б. Университет в руинах. Минск: БГУ, 2009. 248 c.

6. Webster F. The Postmodern University, Research and Media Studies [Электронный ресурс]. URL: http://cjms.fims.uwo.ca/issues/07-01/Frank%20Webster.pdf (дата обращения: 27.08.2017).

7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/06.php (дата обращения: 28.08.2017).

8. Джерджен К. Дж. Социальное конструирование и педагогическая практика [Электронный ресурс]. URL: http://charko.narod.ru/tekst/alm4/dg.html (дата обращения: 28.08.2017).

9. Barber M., Donnelly K., Rizvi March S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead [Электронный ресурс]. URL: http://www.insidehighered.com/sites/default/server_files/files/FINAL%20Embargoed%20Avalanche%20Paper%20130306%20(1).pdf (дата обращения: 28.08.2017).

10. Коллини Ст. Зачем нужны университеты [Электронный ресурс]. URL: https://profilib.com/chtenie/56127/stefan-kollini-zachem-nuzhny-universitety-30.php (дата обращения: 14.02.2018).

11. Ньюмен Дж. Г. Идея Университета. Минск: БГУ, 2006. 208 с.

12. Вахштайн В. Метафоры и метаморфозы университета [Электронный ресурс]. URL: http://litbook.ru/article/894/ (дата обращения: 14.02.2018).


Для цитирования:


Петрова Г.И. СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК КОРПОРАЦИЯ: НОВАЯ РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ КОРПОРАТИВНОСТИ. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(2):25-33. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.02.013

For citation:


Petrova G.I. MODERN UNIVERSITY AS A CORPORATION: A NEW ROLE FOR TRADITIONAL CORPORATISM. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(2):25-33. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2018.02.013

Просмотров: 82


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)