Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Интеграция многообразия на основе ценностей развития

https://doi.org/10.15826/umj.2016.102.003

Полный текст:

Аннотация

Поиск эффективной и гармоничной модели деятельности для каждого университета является на сегодняшний день главным вопросом его развития. В статье рассмотрен опыт реализации различных этапов трансформации организационной модели деятельности Уральского федерального университета, являющегося участником проекта «5-100». Цель проекта «5-100» - максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ. Идеи, положенные в основу трансформации организационной модели деятельности УрФУ, широко обсуждаются и в других российских ведущих университетах. Представленный в статье опыт университета демонстрирует последовательную реализацию этапов трансформации модели деятельности и позволяет оценить степень сложности и неоднозначности в решении задачи по смене модели деятельности. Опыт и оригинальные решения, используемые в трансформации организационной модели деятельности УрФУ, демонстрируют возможный для университета путь организационного развития, описывают способы формирования и развития системы управления. Любому университету, приступившему к поиску новой модели деятельности, предстоит пройти собственный путь, так как копирование готовых решений без учета собственной специфики не даст гарантированно качественных результатов. Уральский федеральный университет был образован путем слияния двух сильных уральских университетов: Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ) и классического университета -Уральского государственного университета (УрГУ). С первого года существования во вновь образованном университете в условиях многообразия научных школ, кафедр, факультетов, различных традиций и культур активно начался процесс реализации амбициозной Программы развития. Это потребовало реализации первого этапа трансформации деятельности - интеграции деятельности двух университетов и создание новой системы управления и (2010-2013 гг.). Он заключался в изменении конфигурации базовых академических структур и формировании принципиально новой системы управления, обеспечивающей реализацию программы развития в сложном территориально-распределенном университете. Основной характеристикой реализации этого этапа является: - построение нового организационного устройства объединенного университета с формированием в ней уровня основной деятельности, прежде всего в виде новых академических единиц - институтов, наделенных новым набором полномочий (15 институтов заменили 30 факультетов), выделением управленческого уровня с новым набором амбициозных задач в сфере развития университета; - выстраивание единых процессов деятельности с одновременной модернизацией образовательной деятельности. Успешность реализации этого этапа подтверждается тем, что университет занял с большим отрывом лидирующие позиции по количественным и качественным параметрам в Уральском регионе, выполнил все показатели программы своего развития. Главной вехой развития университета, завершившей данный этап, явилось вхождение на конкурсной основе в группу ведущих университетов, реализующих проект повышения международной конкурентоспособности. Однако успех проекта на этом этапе не гарантировал от возникновения серьезных трудностей на последующих стадиях Второй этапа трансформации университета - рост результативности научной деятельности (20132015 гг.). Этап был нацелен на создание основы для перехода к университету, базирующемуся на исследовательской и инновационной деятельности. Поскольку потенциал роста за счет объединения и совершенствования процессов деятельности носит ограниченный характер, для университета возникла необходимость поиска новых механизмов. Новацией второго этапа трансформации является формирование точек роста в виде центров превосходства (компетенций). На конкурсной основе были отобраны научные коллективы университета с высоким потенциалом деятельности и сформированы 72 центра компетенций различного масштаба. Центры компетенций, работая на принципах проектной деятельности, получили широкие полномочия по формированию организационной структуры и состава команды проекта, распоряжения бюджетом. Третий этап трансформации университета - переход к модели образования, базирующегося на исследованиях и инновациях, и прорыв на международные рынки потребовали и потребуют ускорения реализации изменений деятельности (2015-2018 гг.). Достигнув определенных успехов в развитии научно-ис -следовательской деятельности (в т. ч. 30-40 % ежегодного прироста показателей публикационной активности), в период реализации второго этапа университет исчерпал потенциал дальнейшего увеличения темпов роста. Набранный темп развития оказался недостаточным для достижения новых амбициозных задач, стоящих перед университетом. Остро возникла необходимость поиска и внедрения принципиально новых механизмов деятельности. Это явилось предпосылкой для начала реализации. Основной его характеристикой является фокусировка деятельности университета на изменениях, позволяющих на новом качественном уровне реализовать миссию университета и обеспечить сбалансированное развитие образовательного, научного и инновационного процессов с фокусом на развитие современных конкурентоспособных образовательных программ. Для реализации третьего этапа предполагается реализовать следующие изменения: - модернизация образовательного процесса, направленная на реализацию индивидуальных траекторий обучения студентов, широкое внедрение технологий электронного обучения, использование системы независимого контроля результатов обучения; - развитие проектной среды для научно-исследовательской и инженерно-технической деятельности, обеспечивающей реализацию мультидисциплинарных проектов и передачу современных научных знаний в образовательный процесс; - уменьшение организационных барьеров между академическими коллективами, структурированными по предметным областям; - формулирование задач и KPI на каждом уровне научно-образовательного процесса; - использование новых форм коллегиального управления. Планируя результаты третьего этапа трансформации университета, можно говорить о том, что используемое в университете многообразие организационных структур и дифференциация подходов управления позволят получить максимальный эффект деятельности. При этом огромное значение имеет правильное сочетание существующего многообразия и единых принципов. Трансформация университета предполагает изменение стандартов деятельности во всем университете вне зависимости от степени зрелости процессов и предметной области. Кейс университета показывает, что крупный университет - это сложная организационная структура и для эффективного управления нужно уметь находить и использовать разные модели деятельности. Развитие университета в целом либо каких-то отдельных видов деятельности может осуществляться с разной скоростью. Этот фактор ставит задачу поиска и применения эффективной системы управления, позволяющей трансформировать организационную модель деятельности университета и обеспечивать необходимую скорость его развития в условиях жестко ограниченных ресурсов. Каждый университет подбирает для себя наиболее эффективный способ реализации изменения деятельности. Разнообразие используемых моделей трансформации на разных этапах стратегического развития вузов подчеркивает большой комплекс различных задач, которые приходится решать каждому университету, стремящемуся занять место лидера российского образования. Описанный в статье опыт вызывает большой интерес среди академической общественности ведущих российских университетов. Это подтверждается тем, что ведущие университеты активно обмениваются опытом работы друг с другом, изучают лучшие практики работы ведущих международных университетов, накапливая собственный опыт реализации внутренних изменений. Особенную актуальность данная статья может иметь для нового типа университетов - опорных региональных университетов. В 2016 г. в Российской Федерации принято решение о формировании 11 опорных региональных университетов, которым еще предстоит реализовывать собственную стратегию и модель деятельности. Новые подходы в моделях трансформации университетов, возникающий передовой опыт могут быть будущими предметами исследования, осмысления, экспертного обсуждения в целях последующего внедрения успешных моделей.

Об авторах

Д. Г. Сандлер
Уральский федеральный университет
Россия


А. Д. Зорина
Уральский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Галажинский Э. Высшее образование: В поисках своей модели [Электронный ресурс] // Ведомости. 2016. 25 января (№ 4000). URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/01/25/625274-svoei-modeli-universiteta, свободный.

2. Певзнер М. Н., Ширин А. Г. Организационное развитие современного вуза и проблемы корпоративной культуры // Человек и образование. 2008. № 2 (15). 10.

3. Салми Д. Создание университетов мирового класса / пер. с англ. М.: Весь Мир, 2009. 132 с.

4. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» на 2010-2020 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 октября 2010 г. № 1693-р).

5. Актуализированная Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» на 2010-2020 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 октября 2015 г. № 2112-р).

6. Концепция создания Уральского федерального университета в Свердловской области (Постановление правительства Свердловской области от 22 декабря 2008 г. № 1353-ПП).

7. Дорожная карта расширенной Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» на 2011-2020 годы (протокол № 2 от 10.03.2011 Наблюдательного совета УрФУ).

8. Политика организационного развития УрФУ, 2012 Екатеринбург.

9. Фут Н., Хенсли Д., Лэндсберг М., Моррисон Р. Роль корпоративного центра // Вестн. McKinsey. 2003. № 1 (3). Указать страницы

10. Программа повышения конкурентоспособности Уральского федерального университета (Международный совет, 2013).

11. Материалы доклада ректора УрФУ «Дорожная карта Программы повышения конкурентоспособности УрФУ: вызовы и решения 2 этап - 2015-2016 годы» на заседании ученого совета УрФУ 10.06.2015 г. 12.

12. Заиченко С. А. Центры превосходства в системе современной научной политики // Форсайт. 2008. № 1 (5).

13. Научная политика: глобальный контекст и российская практика / Л. М. Гохберг, С. А. Заиченко, Г. А. Китова, Т. Е. Кузнецова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 308 с.

14. Центры превосходства (Centers of excellence). Нанотехнологии [Электронный ресурс]. www.nanometer.ru/2009/10/13

15. Саввинова М. В., Бекетов Н. В. Центры превосходства инфраструктуры инновационной деятельности: мировой опыт и перспективы для России [Электронный ресурс]. URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=647298.

16. Жулего В. Г., Кунина Г. Е. Определение центров превосходства среди организаций (институтов), ведущих исследования и разработки в области нанотехнологий : материалы доклада // Международ. науч.-практ. конф. «Научное издание международного уровня: проблемы и решения при подготовке и включении в индексы цитирования и реферативные базы данных». 15-17 мая 2012 г., ВИНИТИ РАН, Москва, Россия.

17. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 гг. (1 этап - 2013-2014 годы).

18. Конанчук Д. Практики развития российских университетов: на пути к глобальной конкурентоспособности : материалы доклада. ВШЭ, Москва, 02 июня 2015 г.

19. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 гг. (2 этап - 2015-2016 годы).

20. Бычкова О., Жидкова Н. Участие в управлении университетом. Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2015. 119 с.


Рецензия

Для цитирования:


Сандлер Д.Г., Зорина А.Д. Интеграция многообразия на основе ценностей развития. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(2):35-50. https://doi.org/10.15826/umj.2016.102.003

For citation:


Sandler D.G., Zorina A.D. Diversity integration on the basis of development values. University Management: Practice and Analysis. 2016;(2):35-50. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umj.2016.102.003

Просмотров: 475


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)