Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Концептуальные вопросы развития кадрового потенциала университета

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается опыт управления развитием кадрового потенциала высшей школы на примере крупнейшего регионального вуза - Уральского федерального университета (УрФУ) - в условиях инновационных изменений в системе менеджмента. Основной целью статьи является изучение современного состояния вопросов профессионального развития академического, научного и административного персонала университета, поиск путей улучшения количественных и качественных показателей человеческого потенциала вуза. Для достижения обозначенной цели в статье представлен обзор актуальных управленческих подходов к развитию кадрового потенциала высшей школы, основанный на анализе современных концепций управления талантами, экспертного дискурса, лучших практик зарубежных и отечественных университетов. Особое внимание уделяется опыту проведения некоторых организационно-функциональных изменений в управлении персоналом УрФУ, а также результатам социологического исследования мотивации преподавателей вуза на профессиональное развитие и удовлетворенности трудом. В результате анализа деятельности исследуемого университета по профессиональному развитию персонала авторы статьи приходят к выводу о децентрализации и фрагментарном характере выполнения данной функции с точки зрения организационного дизайна. Функция развития персонала реализуется рядом различных структурных подразделений, часто даже не взаимодействующих между собой. Этот факт свидетельствует об отсутствии системного подхода к решению задачи повышения кадрового потенциала вуза. Тем не менее в качестве положительной тенденции следует отметить изменения, произошедшие в УрФУ, затронувшие в числе прочего и кадровый менеджмент. В настоящее время управле- ние кадровым потенциалом вуза включено в зону ответственности первого проректора, начаты реструкту-ризационные процессы в построении организационной структуры управления кадрами. Другим положительным опытом можно назвать формирование традиции ежегодного мониторинга удовлетворенности персонала деятельностью УрФУ. В то же время методика данного социологического опроса не позволяет получить информацию, требующуюся для выработки «точечных» управленческих решений по комплексу мероприятий, направленных на повышение качества человеческого капитала университета. Следовательно, необходима разработка нового инструментария мониторингового исследования, отвечающего вышеперечисленным задачам. В качестве одного из примеров возможного подхода к оценке уровня мотивации на развитие и удовлетворенности трудом профессорско-преподавательского состава вуза в статье приводятся результаты пилотного среза самочувствия академического персонала в условиях текущих инновационных изменений. Обобщение теоретических подходов к решению проблемы повышения кадрового потенциала в высшей школе позволило авторам утверждать, что наиболее отвечающей данной задаче является концепция управления талантами. В статье рассматриваются лучшие практики развития работников, обладающих высоким профессионально-личностным потенциалом, двух крупнейших зарубежных университетов и одного из российских вузов. На основе синтеза теории и практики авторами выработан ряд практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности управления кадровым потенциалом университета: обоснована необходимость создания Координационного совета по развитию кадрового потенциала университета; разработки концепции деятельности Центра развития персонала, призванного обеспечить выход на новый уровень управления талантами в вузе; обозначены вопросы, требующие особого внимания для поиска управленческих решений в области политики развития кадрового потенциала университета.

Об авторах

Д. В. Бугров
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


О. Я. Пономарева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


А. Э. Федорова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Круглова С. В. Управление талантами // Материалы Международной конференции «HR-тренд 2015: управление талантами и трансформация корпоративной культуры», 13-14 ноября 2015 г., Томск. URL: http://hr-trend.tsu.ru/kruglova.docx (Дата обращения 12.01.2016).

2. Кукушкин М. Е. Эффективные методы управления HiPo: трансфер из бизнеса в университеты // Материалы Международной конференции «HR-тренд 2015: управление талантами и трансформация корпоративной культуры», 13-14 ноября 2015 г., Томск. Режим доступа: http://hr-trend.tsu.ru/kukushkin.docx (Дата обращения 12.01.2016).

3. Алексеев О. Б. Обращение к участникам конференции «HR-тренд 2015: управление талантами и трансформация корпоративной культуры». URL: http://hr-trend.tsu.ru/(Дата обращения 12.01.2016).

4. Другова Е. А. Управление персоналом в университетах: тренды, вызовы, новые фокусы управления. Обзор конференции «HR-тренд 2015: управление талантами и трансформация корпоративной культуры» // Университетское управление. № 4. 2015. С. 129-132.

5. Академическое развитие НИУ ВШЭ. URL: http://academics.hse.ru/kr/main (Дата обращения 21.12.2015).

6. Personal and Professional Development (PPD) by University of Cambridge. URL: http://www.ppd.admm.cam.ac.uk/(Дата обращения 21.12.2015).

7. Harvard Information for Employees. URL: http://hr.harvard.edu/about-us (Дата обращения 21.12.2015).

8. Вашурина Е. В. Вопросы стратегического развития университетского персонала // Университетское управление: практика и анализ. № 4. 2005. С. 87-97.

9. Woods C. Employee wellbeing in the higher education workplace: a role for emotion scholarship. High Education. 2010. P. 171-185.

10. Samad A., Reaburn P., Davis H., Ahmed E. An empirical study on the effect of leadership styles on employee wellbeing and organizational outcomes within an Australian regional university. Proceedings of the Australasian Conference on Business and Social Sciences. 2015. Sydney. P. 984-999.

11. Cooper K., Barton G. C. An exploration of physical activity and wellbeing in university employees. Perspectives in Public Health. 2015. URL: https://www.researchgate.net/publication/280242176_An_exploration_of_physical_ activity_and_wellbeing_in_university_employees (Дата обращения 05.02.2016).

12. Гринкруг Л. С. Факторы повышения качества деятельности вуза: профессиональное развитие преподавателей // Педагогическое образование и наука. № 3. 2010. C. 59-64.

13. Зиньковский К. В., Хлебович Д. И. Кадровая политика вузов в условиях институциональных изменений: дифференциация или унификация? / / Университетское управление: практика и анализ. № 4-5. 2014. С. 138-148.


Для цитирования:


Бугров Д.В., Пономарева О.Я., Федорова А.Э. Концептуальные вопросы развития кадрового потенциала университета. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(1):17-29.

For citation:


Bougrov D.V., Ponomareva O.Y., Fedorova A.E. Conceptual aspects of developing university personnel potential. University Management: Practice and Analysis. 2016;(1):17-29. (In Russ.)

Просмотров: 131


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)