Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Основные проблемы применения КИС при управлении образовательным процессом в вузе

Полный текст:

Аннотация

Данная исследовательская статья посвящена вопросам применения информационных технологий и сервисов корпоративной информационной среды (КИС) при управлении образовательным процессом в вузе. На примере регионального университета предпринята попытка анализа возникающих при этом проблем, связанных с социальными аспектами. Представлены отдельные результаты исследования, причинами осуществления которого явилось увеличение числа жалоб на работу информационных технологий и сервисов КИС при управлении образовательным процессом в вузе и участившиеся отказы преподавателей и студентов от использования возможностей КИС в образовательном процессе. Цель исследования: выявление основных проблемных ситуаций, связанных с применением информационных технологий и сервисов КИС при управлении образовательным процессом в вузе. В качестве основного метода исследования был использован метод анкетного опроса, в котором приняли участие преподаватели и студенты. Было установлено, что технологии и сервисы КИС в большей степени используются в качестве имиджевых и досугово-утилитарных ресурсов, а не как ресурсы образовательные, и управление образовательным процессом на базе информационных технологий и сервисов КИС для определенной части субъектов управления носит имитационный характер. Суть рекомендаций по разрешению выявленных в ходе исследования проблем сводится к повышению качества информации, доступ к которой обеспечивается посредством информационных технологий и сервисов КИС. Реализация данной рекомендации на практике возможна при соблюдении ряда условий: обеспечение высокого качества предлагаемых вузом образовательных услуг; увеличение доли преподавателей, имеющих ученую степень; повышение требований к квалификации преподавателей; рост среднего заработка преподавателей в вузе; обеспечение высокого среднего балла студентов, принятых на обучение по результатам ЕГЭ. В большинстве публикаций, посвященных исследованию проблем внедрения информационных технологий и сервисов КИС в вузах, основное внимание уделено техническим и технологическим аспектам. Социальные и социально-технологические аспекты внедрения КИС остаются малоизученными, несмотря на то что в качестве определяющих успех внедрения КИС условий разработчики, как правило, называют «человеческий фактор». На основе данных, полученных в ходе исследования, возможна дальнейшая детальная выработка рекомендаций по разрешению проблем, связанных с управлением образовательным процессом в вузе на базе технологий и сервисов КИС. Данная статья представляет интерес прежде всего для администрации вузов. Полученные результаты могут быть полезны разработчикам КИС, а также научно-педагогическим работникам.

Об авторе

О. Н. Андреева
Владивостокский филиал Российской таможенной академии
Россия


Список литературы

1. Актаева А. У. Анализ проблем проектирования и внедрения информационных систем в вузах // Программные продукты и системы. 2009. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.swsys.ru/index.php?id=2323&page=article (дата обращения: 24.03.2015).

2. Барановский А. И., Вольвач В. Г. Инновационный вуз на рынке образовательных услуг. Омск: Изд-во Омского экономического института, 2005. 171 с.

3. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса [Электронный ресурс]. URL: http://www.vvsu.ru/ (дата обращения: 01.05.2014).

4. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Обучающимся [Электронный ресурс]. URL: http://vvsu.ru/student/ (дата обращения: 23.05.2013).

5. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Персоналу [Электронный ресурс]. URL: http://vvsu.ru/employee/ (дата обращения: 23.05.2013).

6. Глухих И. Н. Корпоративная информационная система университета на базе интернет/интранет-портала // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 5. С. 68-76.

7. Дятченко Л. Я., Бабинцев В. П. Формирование социально-технологической культуры как теоретическая и праксеологическая проблема // Социологические исследования. 2011. № 7. С. 65-70.

8. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социокультурный механизм формирования отношения молодежи к образованию // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 78-90.

9. Информационно-аналитические материалы к заседанию рабочей группы Межведомственной комиссии по мониторингу деятельности образовательных организаций высшего образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» [Электронный ресурс]. URL: http://miccedu.ru/monitoring/materials/inst_28.htm (дата обращения: 01.10.2014).

10. Информационно-аналитические материалы по результатам анализа показателей эффективности образовательных организаций высшего образования за 2013 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.miccedu.ru/ monitoring/ (дата обращения: 01.10.2014).

11. Киверник Н. Ю. Формирование информационно-обучающей среды при профессионально-ориентированной подготовке инженеров // Материалы XIX Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» 26-27 июня 2008 г. Троицк: Тровант, 2008. С. 143-145.

12. Колесников В. И., Верескун В. Д., Сухорукова Н. Н. Разработка и внедрение единой информационной системы управления отраслевым учебным заведением // Телекоммуникационные технологии на транспорте России: сб. док. 1-й межвед. науч.-практ. конф. ТелеКомТранс-2003 г. Сочи. Ростов н/Д: РГУПС, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://vrw.rgups.ru/3.doc (дата обращения: 24.03.2015).

13. Крюков В. В., Шахгельдян К. И. Информационные технологии в университете: стратегия, тенденции, опыт // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 4. С. 101-112.

14. Крюков В. В., Шахгельдян К. И. Корпоративная информационная среда вуза: методология, модели, решения. Владивосток: Дальнаука, 2007. 308 с.

15. Ляшенко Т. В. Проблемы внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс вуза // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 2. С. 167-170.

16. Матасов А. В., Сиротина М. А., Егорова О. Ю., Царева О. В. Интеграция автоматизированной информационной системы «Научные разработки» в корпоративную информационную среду вуза [Электронный ресурс]. URL: http://www.aselibrary.ru/datadocs/doc_948jo.pdf (дата обращения: 23.05.2013).

17. Палей Д. Э., Курчинский Д. Н., Смирной В. Н. Электронная библиотека как основа КИС [Электронный ресурс]. URL: http://rcdl.ru/doc/2000/051.pdf (дата обращения: 23.05.2013).

18. Положение о Корпоративной информационной среде ВГУЭС (КИС ВГУЭС). Владивосток: ВГУЭС, 2010. 9 с.

19. Рубцова М. В. Управляемость во взаимодействии субъектов: традиционные и новые практики // Социологические исследования. 2011. № 2. С. 46-53.

20. Требования к сайтам институтов и кафедр ВГУЭС (утв. 20.11.2012). Владивосток: ВГУЭС, 2012. 8 с.

21. Электронный кампус Владивостокский государственный университет экономики и сервиса [Электронный ресурс]. URL: http://e-campus.vvsu.ru/files/4AC98825-4531-4535-A536-C0493E9DCBB7.pdf (дата обращения: 16.05.2014).


Для цитирования:


Андреева О.Н. Основные проблемы применения КИС при управлении образовательным процессом в вузе. Университетское управление: практика и анализ. 2015;(3):96-105.

For citation:


Andreeva O. The main problems of corporate information environment usage in the management of the university educational process. University Management: Practice and Analysis. 2015;(3):96-105. (In Russ.)

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)