Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

О важных условиях становления исследовательских университетов в России

Полный текст:

Аннотация

Данная статья носит концептуальный характер и имеет целью определить некоторые существующие барьеры в формировании исследовательских университетов в России. Показано, что исследовательская деятельность, традиционно считающаяся в российских университетах «дополнительной», не сможет получить развитие, пока не буден решен вопрос баланса нагрузки профессорско-преподавательского состава (ППС). В настоящее время этот баланс в российских университетах существенно нарушен в сторону избыточной аудиторной нагрузки преподавателей. Аудиторная нагрузка ППС, формирующая общий баланс нагрузки, может быть радикально уменьшена при переходе российских университетов к общемировой практике преимущественно самостоятельного освоения знаний студентами, управляемого и контролируемого преподавателями. Это же организационно-методическое решение позволит решить задачу увеличения соотношения «студент - преподаватель», транслируемую российским университетам со стороны Минобрнауки. В статье приведено сравнение обсуждаемых показателей в российских и зарубежных университетах. Оригинальность предложенного подхода состоит в разрушении устоявшегося в российской высшей школе стереотипа, неизбежно связывающего давно назревшее снижение аудиторной нагрузки преподавателей с увеличением штатов ППС и снижением соотношения «студент - преподаватель».

Об авторе

Д. Ю. Райчук
Консалтинговая компания «CTD»
Россия


Список литературы

1. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/ (дата обращения: 05.09.2015).

2. Карлов Н. В. Книга о московском физтехе. М.: Физ-матлит, 2009. 600 с.

3. Клюев А. К., Князев Е. А. Структурные преобразования в высшей школе: проблемы и перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 5. С. 6-11.

4. Модель системы образования России в перспективе 2020 года: поворот к экономике, основанной на знаниях / Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И. // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 4-9.

5. О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. № 550 [Электронный ресурс]. URL: http://government.consultant.ru/documents/1018898 (дата обращения: 20.07.2015).

6. О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы: постановление Правительства от 14.02.2006 № 98 [Электронный ресурс]. URL: http://government.consultant.ru/documents/860860 (дата обращения: 20.07.2015).

7. О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства: постановление Правительства от 09.04.2007 № 218 [Электронный ресурс]. URL: http://government.consultant.ru/documents/1057403 (дата обращения: 20.07.2015).

8. О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования: Постановление Правительства от 09.04.2007 № 220 [Электронный ресурс]. URL: http://government.consultant.ru/documents/1057410 (дата обращения: 20.07.2015).

9. О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения: Приказ Министерства финансов от 27.08.2010 № 81н [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12179125/ (дата обращения: 20.07.2015).

10. Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации: Приказ Министерства образования и науки от 10.12.2013 № 1321 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156744/ (дата обращения: 20.07.2015).

11. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Электронный ресурс]. URL: http://5top100.ru/ (дата обращения: 20.07.2015).

12. Ранняя профориентация и возвращение науки в университеты могут стать основой развития национальной технологической инициативы: Выступление Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова на Петербургском экономическом форуме [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/новости/5846 (дата обращения: 20.07.2015).

13. Создание новых университетов в федеральных округах [Электронный ресурс]. URL: http://old.mon.gov.ru/pro/pnpo/fed/ (дата обращения: 20.07.2015).

14. Сопровождение программ развития ведущих университетов: Проект Национального фонда подготовки кадров [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntf.ru/content/сопровождение-программ-развития-ведущих-университетов (дата обращения: 20.07.2015).

15. Тойвонен Н. Р., Васильев В. Н. Исследовательский и/или предпринимательский. Какие университеты создаются в России? Кейс СПбГУ ИТМО // Инновации. 2010. № 5. С. 80-86.

16. Фрагмент из стенограммы заседания Совета по науке и образованию при Президенте РФ от 23.06.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://trv-science.ru/2014/07/15/kak-snizit-nagruzku-universitetskikh-prepodavatelejj/ (дата обращения: 20.07.2015).

17. Чубик П. С., Чучалин А. И., Власов В. А. Инновации в образовательной и научной деятельности Национального исследовательского Томского политехнического университета // Инновации. 2012. № 11 (169). С. 34-40.

18. The complete university guide [Electronic resource]. URL: http://www.thecompleteuniversityguide.co.uk/league-tables/rankings?v=wide/ (accessed: 05.09.2015).

19. University Teaching Loads [Electronic resource]. URL: http://crookedtimber.org/2009/03/24/university-teaching-loads/ (accessed: 20.07.2015).


Для цитирования:


Райчук Д.Ю. О важных условиях становления исследовательских университетов в России. Университетское управление: практика и анализ. 2015;(3):57-65.

For citation:


Raychuk D.Y. Key preconditions needed for establishing researoh universities in Russia. University Management: Practice and Analysis. 2015;(3):57-65. (In Russ.)

Просмотров: 71


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)