Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

https://doi.org/10.15826/umpa.2018.05.052

Полный текст:

Аннотация

Быстро происходящие изменения, свойственные современному обществу и технологической реальности, формируют значимые сложности при выстраивании траекторий развития технических вузов. Высокая неопределенность при оценивании востребованности специальностей в области экономики и управления в среднесрочной перспективе обостряет дискуссии о перспективах развития экономических факультетов в технических вузах. Междисциплинарный подход становится важным в научно-исследовательской деятельности, а также все более ценным для выпускников. Целью статьи является обоснование необходимости и разработка новой модели развития экономических факультетов в технических вузах в соответствии с современными запросами экономики и общества. Проведен критический теоретико-методический анализ зарубежной и отечественной литературы. Материалами исследования послужили статистические данные, данные опросов и анкетирования. Использовались методы системного анализа, методы теории управления, методы статистической обработки данных. По результатам проведенного эмпирического анализа сделано следующее: во-первых, показан рост потребности в специалистах в области экономики и управления, обеспечивающих качество человеческого капитала; во-вторых, доказано существование квалификационных разрывов между предоставляемыми вузами и требуемыми со стороны работодателей профессиональными компетенциями, в-третьих, обоснована необходимость согласования интересов четырех субъектов рынка труда - государства, работодателей, образовательных организаций и студентов. Разработанная модель основана на принципах междисциплинарности, универсальности и практической направленности с учетом современных требований цифровизации экономики, а также государственных образовательных и профессиональных стандартов. В отличие от других данная модель определяет основные направления развития экономических факультетов в технических вузах, обосновывает потребность в образовательных программах, на которые они должны быть ориентированы, идентифицирует целевые компетенции студентов и преподавателей. Практическая значимость исследования состоит во внедрении результатов разработанной модели, позволяющих повысить качество образования в области экономики и управления в технических вузах, повысить эффективность образовательной и научно-исследовательской деятельности.

Об авторе

Е. В. Орлова
Уфимский государственный авиационный технический университет
Россия


Список литературы

1. Ануфриева Ю. В. Профессиональная подготовка студентов экономического профиля в условиях модернизации высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 175-177.

2. Дадалко В. А., Соловкина Е. Д. Компетенции для цифровой экономики и трансформация образовательной системы в условиях VI экономического уклада // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14. № 5 (362). С. 913-926.

3. Manuelli R. E., Seshadri A. Human Capital and the Wealth of Nations, American Economic Review, 2014, no. 104 (9), pp. 2736-2762.

4. Tarhan B. A., Samani M. O., Samani H. Modernization, nationalization, globalization: Turkish Higher Education and Academics with a Perspective on the Problem of Identity, Quality and Quantity, 2017, vol. 17, pp. 1-13.

5. Pruel N., Tarando E., Ovsiannikov V., Mishalchenko Y., Malinina T., Borisov A. Economic priorities of Russian State University Education in the Light of the Bologna Process, Journal of Applied Economic Science, 2017, vol. 12, no. 8, pp. 2429-2441.

6. Zhu T.-T., Peng H.-R., Zhang Y.-J. The Influence of Higher Education Development on Economic Growth: Evidence from Central China, Higher Education Policy, 2018, vol. 31, no. 2, pp. 139-157.

7. Karpova N. K., Uvarovskyb А. Р., Mareevc V. I., Petrovac N. P., Borzilovc Y. P. Methodological Features of Educational System Modernization in the Context of the «Economy of Knowledge», International Journal of Environmental & Science Education, 2016, vol. 11, no. 18, pp. 11227-11237.

8. McGowan A., Andrews D. Labour Market Mismatch and Labour Productivity: Evidence from PIAAC Data, OECD Economics Department Working Papers, 2015, no. 1209, available at: http://dx.doi.org/10.1787/5js1pzx1r2kb-en (accessed: 22.10.2018).

9. Deming D. The Growing Importance of Social Skills in the Labor Market, NBER Working Paper, 2015, no. 21473.

10. Skills for a Digital World: Report of OECD, 2016, available at: https://www.oecd.org/els/emp/Skills-for-a-Digital-World.pdf (accessed: 22.10.2018).

11. Белова О. В. Профессионально-общественная аккредитация - новая надежда // Образовательные технологии. 2015. № 1. С. 47-58.

12. Шейнбаум В. С. Задачи высшей школы в становлении и развитии системы независимой оценки инженерных квалификаций применительно к ТЭК // Инженерное образование. 2018. № 23. С. 10-21.

13. Труд и занятость в России. 2017: Стат.сб. M.: Росстат, 2017. 261 c.

14. Исследования от HeadHunter. [Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru/article/research (дата обращения: 20.10.2018).

15. Рейтинги профессий. [Электронный ресурс]. URL: https://moeobrazovanie.ru (дата обращения: 20.10.2018).

16. Атлас новых профессий. М.: Сколково, 2014. 168 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения: 26.10.2018).

17. Россия 2025: от кадров к талантам. Доклад BCG. Москва, 2017.70 c.

18. Килина А. А., Тукова Е. А. Перспективы развития экономического факультета в технических вузах // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 4. С. 95-97.

19. Долженко Р. А. Анализ рынка труда в сегменте «управление персоналом» // ЭКО. 2018. № 48 (8). С. 161-179.

20. Сенашенко В. С., Макарова А. А. Образовательная гибридизация как инструмент модернизации системы высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 1. С. 11-15.

21. Kim T., Cho J. Y., Lee B. G. Evolution to Smart Learning in Public Education: a Case Study of Korean Public Education, Open and Social Technologies for Networked Learning, 2013.

22. Putilov A. V., Bugaenko M. V., Timokhin D. V. Revisiting the Modernization of the Educational Process IT Component in Russia on the Basis of the Model of «Economic Cross», AIP Conference Proceedings, 2017, vol. 1797, DOI: 10.1063/1.4972434.

23. Попова Е. П. Организационное развитие вузов и снижение эффективности организационной деятельности // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2015. № 3 (29). С. 162-167.

24. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / под науч. ред. Н. Л. Титовой. М.: МАКС Пресс, 2008. 668 с.

25. Шендерова С. В. Реформа высшего образования и условия преподавания экономических дисциплин. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse. ru/data/615/646/1219/Shenderova.pdf (дата обращения: 22.10.2018).

26. Родионова Л. И. Проблемы качества образования в условиях диссипативности образовательного пространства // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 594. С. 172-176.

27. Шастина А. Е. Потребность современного инженера в развитии организационно-управленческих компетенций // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6.

28. Чигиринская И. В. Новые аспекты технического образования: экономическая компетентность инженера // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 6. С. 76-79.

29. Альшуллер Г С. Найти идею: Введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Паблишерз, 2010.

30. Лихолетов В. В., Годлевская Е. В. О системно-философском и инструментальном базисе элитной подготовки будущих инженеров // Инженерное образование. 2018. № 23. С. 45-54.

31. Блинов А. М., Овчинникова Е. Н., Быкова О. Г. Инженерная этика выпускников технических вузов // Инженерное образование. 2018. № 23. С. 169-175.

32. Яковлева Т. А. Востребованность организационно-экономических компетенций инженеров // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2016. № III-2 (27). С. 95-98.

33. Кочетков Г., Супян В. Роль университетов в формировании инновационной экономики регионов (опыт США и уроки для России). // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2010. № 1. С. 68-77.

34. Орлова Е. В. Механизмы принятия решений в многоагентных экономических системах: системно-синергетический подход: монография. Уфа: УГАТУ, 2016. 187 с.

35. Орлова Е. В. Методы, модели и алгоритмы управления многоагентными экономическими системами на принципах согласованности интересов: монография. Уфа: УГАТУ, 2016. 240 с.


Для цитирования:


Орлова Е.В. МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(5):88-104. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.05.052

For citation:


Orlova E.V. MODELING A TRAJECTORY FOR ECONOMIC FACULTIES DEVELOPMENT IN TECHNICAL UNIVERSITIES UNDER THE CONDITIONS OF ECONOMY DIGITALIZATION. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(5):88-104. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2018.05.052

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)