Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

РОЛЬ ОПОРНОГО ВУЗА В ПРАКТИКАХ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ

https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.032

Аннотация

Представленный в статье кейс описывает опыт организации и деятельности инициативных групп Петрозаводского государственного университета по исследованию проблем публично-властной коммуникации, сопровождавшемуся экспертной деятельностью и вовлечением представителей университета в диалог с властными и общественными институтами региона в контексте задач, определенных статусом опорного вуза. Цель статьи - на основе описания параметров социальной вовлеченности инициативных групп университета, создававшихся в 2015-2017 гг. в целях исследования проблем общественного участия, определить возможные формы воздействия университетского сообщества на формирование публичной повестки дня региона в контексте задач развития опорного вуза. В связи с обретением в 2017 г. Петрозаводским государственным университетом статуса опорного вуза основной вектор развития университета сфокусирован на решении задач по формированию инновационной инфраструктуры и организационного дизайна, предполагающего реализацию обновленной миссии и усиление социальной роли вуза в регионе. При этом наряду с актуализацией взаимодействия университета с основными стейкхолдерами обеспечивающими устойчивое региональное развитие, существенное значение имеют сложившиеся практики общественного участия университета в системе межсекторного взаимодействия. Многие из таких практик являются результатами реализации программы стратегического развития «Университетский комплекс ПетрГУ в научно-образовательном пространстве Европейского Севера: стратегия инновационного развития» (2012-2016 гг.). В рамках этой программы с 2015 г. осуществлялись инициативные проекты по изучению публично-властного взаимодействия в Республике Карелия, особенности организации и реализации которых анализируются в данной статье. Результаты проектной деятельности стали основанием для формирования целостной системы интеракций членов инициативных групп и внешних партнеров, органов власти и управления республики, общественноконсультативных структур и общественных организаций. Практическое использование опыта организации междисциплинарных коллективов и результатов инициативных проектов рассматривается в дискурсе третьей миссии университета. Представленные в рамках данного кейса апробированные формы социальной вовлеченности могут быть использованы при конструировании взаимодействия опорного вуза с основными акторами, участвующими в процессах управления региональным развитием. Материалы проектов анализируются с применением методов ивент-анализа, сравнения, структурного и функционального анализа в рамках исследовательской стратегии «case-study». Предваряет анализ «случая» обзор литературы по проблемам социальной роли университета. Оригинальность данной статьи заключается в анализе участия опорного вуза в системе публично-властной коммуникации. Обращение к опыту, позволяющему определить паттерны социального партнерства в процессах формирования региональной повестки дня, показывает возможности, которые первоначально раскрываются в межсекторном диалоге на локальном уровне, в контексте решения конкретных проблем. Но за счет умножения числа интеракций достигается кумулятивный эффект, обеспечивающий новые возможности воздействия университета на состояние региональной публичной сферы. Представленная информация может иметь практическое применение при обновлении форм социальной вовлеченности как неотъемлемой составляющей третьей миссии. Обобщение опыта социального партнерства имеет значение для организации взаимодействия с региональным сообществом на более высоком уровне управления развитием опорного университета.

Об авторах

Е. И. Черненкова
Петрозаводский государственный университет
Россия


В. А. Иноземцева
Петрозаводский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Дербенева О. Ю., Воронин А. В., Пешкова И. В. Результаты реализации программы стратегического развития Петрозаводского государственного университета // Формирование сети опорных региональных университетов Сборник докладов научно-методической конференции. Томск, 2015. С. 34-36. [Электронный ресурс]. URL: http://conf.regionvuz.ru/node/2354/edit/sbornik_dokladov.pdf.97. (дата обращения 30.03.2018).

2. Molas-Gallart J., Salter A., Pater P., Scott A., Dyran X. Measuring third stream activities. Final report to the Russell Group of Universities. Brighton: University of Sussex, SPRU. 2002. 85 p.

3. Trippl M., Sinozic T., Smith H. L. The Role of Universities in Regional Development: Conceptual Models and Policy Institutions in the UK, Sweden and Austria: European Planning Studies. 2015. vol. 23, no. 9. pp. 1722-1740.

4. Kohoutek J., Pinheiro R., Cabelkova I., Smidova M. Higher Education Institutions in Peripheral Regions: A Literature Review and Framework of Analysis: Higher Education Policy. 2017. vol. 30, no. 4. Pp. 405-423.

5. Pinheiro R., Benneworth P. Regional Roles of Higher Education: Encyclopedia of International Higher Education Systems and Institutions. Netherlands: Springer, 2018, pp. 1-8.

6. Koryakina T., Sarrico C. S., Teixeira P. N. Universities’ Third Mission Activities: The Transformation of University Institutional and Organizational Boundaries. Rotterdam: SensePublishers, 2015, pp. 63-82.

7. Loi M., Di Guardo M. Ch. The third mission of universities: An investigation of the espoused values: Science and Public Policy, 2015, vol. 42, issue 6, pp. 855-870.

8. Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=1949 (дата обращения 30.03.2018).

9. Universities, Cities and Regions. Loci for Knowledge and Innovation Creation / Edited by Roberta Capello, Agnieszka Olechnicka, Grzegorz Gorzelak - Routledge, Abingdon. 2012. 400 pp.

10. Pinheiro R. et al. The institutionalization of universities’ third mission: introduction to the special issue: European Journal of Higher Education, 2015, vol. 11, issue 3, pp. 227-232.

11. Балмасова Т. А. «Третья миссия « университета -новый вектор развития? // Высшее образование в России. 2016. № 8-9 (204). С. 48-55.

12. Зиневич О. В., Балмасова Т. А. «Третья миссия» и социальная вовлеченность университетов: к постановке проблемы // Власть. 2015. № 6. С. 67-72.

13. Перфильева О. В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. № 1(32). C. 133-144.

14. Бородина Л. С., Сулимов К. А., Борисова Н. В. Стратегические ориентиры и миссии современных университетов в зеркале их организационной структуры // Власть. 2016. № 11. С. 60-66.

15. Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 4. 161 с.

16. Дворецкий С. И., Краснянский М. Н., Молоткова Н. В. Опорный вуз региональной экономики и социальной сферы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 3 (131). С. 16-25.

17. Юрьев В. М. Региональный опорный университет как локомотив социальной модернизации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2015. № 4. С. 10-14.

18. Сунгуров А. Ю. Как возникают политические инновации: «фабрики мысли» и другие институты-медиаторы. Москва, Политическая энциклопедия, 2015. 283 с.

19. Фадеева Л. А., Пунина К. А. Университет в региональной публичной политике: российские практики в сравнительной перспективе // Политическая наука. 2015. № 3. С. 150-161.

20. Аналитические сообщества в публичной политике. Глобальный феномен и российские практики. Москва, РАПН, РОССПЭН, 2012. С. 196-222.

21. Inozemtseva V. Expert communities and the state: Experiences from the Republic of Karelia // Local Politics in a Comparative Perspective. The Cases of Petrozavodsk and Tubingen. / R. Frankenberger, E. Chernenkova [eds.]. Nomos, Baden-Baden, Germany, 2017. PP173-189.

22. Local Politics in a Comparative Perspective. The Cases of Petrozavodsk and Tubingen / R. Frankenberger, E. Chernenkova [eds]. Baden-Baden, Germany: Nomos, 2017. 272 p.

23. Черненкова Е. И., Лаврушина Н. В. Роль «народной дипломатии» в развитии международного межмуниципального сотрудничества // Самоуправление. 2017. № 4. С. 74-78.

24. Иноземцева В. А., Черненкова Е. И. Шестая ежегодная международная конференция «Октябрьские чтения» // Studia Humanitatis Borealis. 2017. № 2. С. 54-59. [Электронный ресурс]. URL: http://sthb.petrsu.ru/files/pdfs_a4T6sdq42RtE34werSR/journal_5301.pdf. (дата обращения 01.04.2018).


Рецензия

Для цитирования:


Черненкова Е.И., Иноземцева В.А. РОЛЬ ОПОРНОГО ВУЗА В ПРАКТИКАХ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(3):127-140. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.032

For citation:


Chernenkova E.I., Inozemtseva V.A. FLAGSHIP UNIVERSITY ROLE IN PUBLIC PARTICIPATION PRACTICES. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(3):127-140. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.032

Просмотров: 693


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)