Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

НОВЫЙ КОНТУР ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ: НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ

https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.031

Аннотация

На основе анализа и обобщения нормативно-правовых актов Российской Федерации в статье обосновывается необходимость и возможности перехода от господствующего рынка образовательных программ к набирающему силу рынку квалификаций. Формирование современной прозрачной и соответствующей основным международным подходам национальной системы квалификаций побуждает учебные заведения повышать эффективность образования на основе капиталосберегающих процессов профессиональной подготовки квалифицированных кадров на благо общественного прогресса, острого реагирования на поведение государственных и негосударственных учреждений в направлении удовлетворения рыночной потребности в труде. Одной из кардинальных задач реформирования отечественной системы образования должна стать разработка стройной и непротиворечивой системы управления, которая обеспечит постоянный рост конкурентоспособности преподавателей высшей школы. Высшее образование России фактически находится на пути к новой структуре кадрового обеспечения национальной экономики. В научной литературе, посвященной проблемам инновационной экономики, рассматриваются вопросы актуальности, механизмы осуществления взаимовыгодного сотрудничества бизнес-структур и образования. Однако практически не обсуждается важность конкурентоспособности преподавателей и необходимость ее оценки. Проблема эта считается очевидной. Вместе с тем повышение конкурентоспособности научно-педагогических работников вуза остается вне этой очевидности. Целью данной концептуальной статьи является анализ архитектоники независимой оценки квалификации как инструмента оценки конкурентоспособности научно-педагогических работников высшей школы. Термин «оценка конкурентоспособности научно-педагогических работников» не получил до сих пор широкого распространения в отечественной практике в силу высокой теоретико-методологической и методической неопределенности. Для теоретико-методического осмысления механизма оценки конкурентоспособности научно-педагогических работников первостепенное значение имеет познание параметров состояния и характеристик архитектоники независимой оценки квалификации. Архитектоника независимой оценки квалификации - это интегрированное образование компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых обуславливает валидацию квалификации трудоспособного лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности. В статье с позиций системного подхода обосновывается роль независимой оценки квалификации как самостоятельной отрасли деловой оценки конкурентоспособности научно-педагогических работников, дается авторская трактовка и интерпретация социально-экономического содержания, сущности системообразующих компонентов архитектоники рассматриваемой системы оценки. Проведенное автором исследование позволяет выработать понимание необходимости и роли независимой оценки квалификации как метода оценки конкурентоспособности научно-педагогических работников для формирования связи высшего образования с рынком труда и гражданским обществом, оперирующей технологиями обнаружения и оценки аномалии спроса и предложения квалификаций на рынке преподавательского труда. Статья представляет интерес для образовательных организаций, поскольку позволяет сформировать методический подход к оценке конкурентных преимуществ научно-педагогических работников.

Об авторе

С. И. Сотникова
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Россия


Список литературы

1. Багирова А. П. «Преподавательский труд в современной России: трансформация содержания и оценки: монография» / А. П. Багирова, А. К. Клюев, О. В. Нотман, др.; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 207с.

2. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб./ Росстат. М., 2017. 686 с.

3. Индикаторы науки: 2018. Статистический сборник. Режим электронного доступа: https://www.hse.ru/data/2018/02/12/1162058327/Science_and_Technology_Indicators_2018.pdf

4. Лазарев В. Н., Пирогова Е. В. «Управление конкурентоспособностью персонала высшего учебного заведения» / В. Н. Лазарев, Е. В. Пирогова.- Ульяновск: УлГТУ, 2010.- 204 с.

5. Абакумова Н. Н. «Эффективный контракт в высшем образовании: «за» и «против» // Вестник НГУЭУ 2014. № 3. С. 162-172.

6. Бедрачук И. А., Митина О. В. «Эффективный контракт с преподавателем как инструмент повышения эффективности деятельности вуза» // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1. С. 39-52.

7. Миляева Л. Г., Миляев В. Д. «Оценка долевого вклада научно-педагогических работников высших учебных заведений в достижение анализируемых показателей образовательной программы» // Гуманизация образования. 2014. № 3. С. 14-21.

8. Найденко И. С., Задорожна Е. К., Куижева С. К. «Экономико-математические методы в индивидуализированной оценке человеческого капитала вуза» // Креативная экономика. 2017. Т. 11. № 4. С. 479-488.

9. Норкин Г. А. «Оптимизация системы стимулирования педагогической и научной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов» // Вестник Российской академии естественных наук. 2012. № 4. С. 163-166.

10. Озерникова Т. Г., Гайнуллина О. И. «Развитие стимулирования труда профессорско-преподавательского состава вузов на основе системы сбалансированных показателей» // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2011. № 5. С. 28-32.

11. Пецольдт К., Воробьева И. В., Иноземцева Е. С. «Репутация преподавателя и ее роль в повышении конкурентоспособности вуза на мировом рынке образовательных услуг» //Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 433-438.

12. Попова Е. А., Ибрагимова М. Х. «Оценка персонала как необходимый элемент системы стратегического управления университетом» // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 2. С. 53-64.

13. Шаймакова Ж. Б. «Роль инновационной компетентности в развитии конкурентоспособности преподавателя высшей школы»: дис.. канд. псих. наук: 19.00.13. Тамбов, 2009. 248 с.

14. Сотникова С. И. «О карьерном пространстве в российском обществе» // Известия Байкальского государственного университета. 2014.- № 3. С. 46-52.

15. Сотникова С. И., Волянский Г. Н. «Движение персонала как механизм повышения корпоративной конкурентоспособности в нестабильной среде» // Вестник НГУЭУ 2012. № 2. С. 45-55.

16. Совещание по вопросу разработки профстандартов от 9 декабря 2013 года [Электронный ресурс] http://kremlin. ru/events/president/news/19812 (дата обращения 23.07.2018).


Рецензия

Для цитирования:


Сотникова С.И. НОВЫЙ КОНТУР ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ: НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(3):113-126. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.031

For citation:


Sotnikova S.I. NEW CONTOUR OF ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL WORKERS: INDEPENDENT ASSESSMENT OF QUALIFICATION. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(3):113-126. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.031

Просмотров: 1778


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)