Preview

Формирование идентичности регионального университета как инструмент управления его конкурентоспособностью

https://doi.org/10.15826/umpa.2023.03.025

Полный текст:

Аннотация

Понятие идентичности, изначально использовавшееся в отношении человеческой личности, в настоящее время начинает активно применяться к различным социальным институтам, в том числе и к организациям высшего образования. В современных условиях с учетом конкурсного характера финансирования вузов проблема формирования идентичности университета как фактора его конкурентоспособности приобретает особую актуальность. Выполненный обзор позволил сделать вывод, что в настоящий момент идентичность слабо изучена в аспекте деятельности региональных университетов, особенно в части ее внешней составляющей, вследствие чего осложняется ее развитие. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе выполненного анализа концепции идентичности регионального университета выявить существующие проблемы в ее формировании и обосновать направления их решения. Методологической основой исследования является теория организационной идентичности. Определения регионального университета и идентичности регионального вуза получены с помощью метода контент-анализа. Классификация отечественных вузов позволила сформулировать критерии, по которым можно идентифицировать университет, не имеющий особого статуса. Анализ финансирования российских университетов показал, что университеты, не имеющие особого статуса (группа «Прочие»), сталкиваются с дефицитом финансирования и, соответственно, с необходимостью повышения конкурентоспособности за счет формирования своей идентичности. В перспективе данная проблема будет усиливаться вследствие влияния цифровизации, поскольку студенты при принятии решения о выборе вуза в меньшей степени будут ориентироваться на его территориальную близость.

Об авторах

О. В. Недолужко
Владивостокский государственный университет
Россия

Недолужко Ольга Вячеславовна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления

690014, Владивосток, ул. Гоголя, 41



Е. Г. Шумик
Владивостокский государственный университет
Россия

Шумик Екатерина Георгиевна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры математики и моделирования

690014, Владивосток, ул. Гоголя, 41



О. А. Батурина
Владивостокский государственный университет
Россия

Батурина Ольга Андреевна – кандидат экономических наук, проректор по академической политике, доцент кафедры экономики и управления

690014, Владивосток, ул. Гоголя, 41



Список литературы

1. Лисюткин М. А., Фрумин И. Д. Как деградируют университеты? К постановке проблемы // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4–5 (92–93). С. 12–20.

2. Грудзинский О. А. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. Нижний Новгород : Издательство ННГУ, 2004. 370 с.

3. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / под ред. В. Б. Супяна. Москва : Магистр, 2020. 399 с.

4. Батурина О. А., Терентьева Т. В ., Крюков В. В., Солодухин К. С. Сетевая модель развития стратегического партнерства университета в контексте цифровой трансформации. Владивосток : Изд-во ВВГУ, 2022. 140 с.

5. Томсинов В. А. Роль Университета в жизни общества // Этнос и право. 2016. № 1. С. 4–8.

6. Щедровицкий П. Г. Томские лекции об управлении (1998–2000 гг.). Томск : UFO пресс, 2001. 112 с.

7. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования // МИРЭА – Российский технологический университет [Электронный ресурс]. URL: monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (дата обращения: 11.03.2023).

8. Богуславский М. В., Ладыжец Н. С., Неборский Е. В., Санникова О. В. Непрерывность университетского образования как ресурс транзитивности регионального университета // Проблемы современного образования. 2019. № 5. С. 84–95.

9. Смирнов Д. А. Перспективы регионального университета в условиях развития информационного общества // Ноосферные исследования. 2020. № 4. С. 4–9.

10. Агеева Е. В. Проблема адаптации содержания образовательных программ региональных университетов условиям цифровой экономики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 16–18.

11. Калинина Ю. Д. Региональный университет в свете концепции развития университетского образования // Державинский форум. 2019. Т. 3, № 11. С. 53–58.

12. Баженова Н. Г. Региональный университет: ориентиры самообновления // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 5. С. 129–138.

13. Давыдова Т. Е. Региональные университеты в цифровой экономике: уникальность или стандартизация? // Организатор производства. 2021. Т. 29, № 1. С. 90–105.

14. Саидов А. А. Региональные университеты России: история и современность // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2020. Т. 35, № 3. С. 60–68.

15. Hoinle B., Roose I., Shekhar H. Creating Transdisciplinary Teaching Spaces. Cooperation of Universities and Non-University Partners to Design Higher Education for Regional Sustainable Transition // Sustainability. 2021. Vol. 13, iss. 7, article no. 3680.

16. Michel S., Ben-Slimane K. The Interplay between Internal and External Identity Work when Institutional Change Threatens the Collective Identity: The Case of a Wholesaler Faced with the Rise of Central Purchasing // M@n@gement. 2021. Vol. 24, iss. 3. P. 1–18.

17. Schiller D., Radinger-Peer V. Introduction: The Role of Universities in Regional Transitions towards Sustainability // Sustainability. 2021. Vol. 13, iss. 14. article no. 7940.

18. Salomaa M., Charles D. The University Third Mission and the European Structural Funds in Peripheral Regions: Insights from Finland // Science and Public Policy. 2021. Vol. 48, iss. 3. P. 352–363.

19. García-Machado Juan J., Sroka W., Nowak M. R&D and Innovation Collaboration between Universities and Business – A PLS-SEM Model for the Spanish Province of Huelva // Administrative Sciences. 2021. Vol. 11, iss. 3. P. 1–27.

20. Demele U., Nölting B., Crewett W., Georgiev G. Sustainability Transfer as a Concept for Universities in Regional Transformation – A Case Study // Sustainability. 2021. Vol. 13, iss. 9. Article no. 4956.

21. Дряева Э. Д., Дубровский Д. И. Социокультурная идентичность в условиях современных коммуникаций и базовая идентичность индивида // Философские науки. 2017. № 8. С. 63–75.

22. Смолькина Л. А. Критерии формирования региональной идентичности // Апробация. 2015. № 9 (36). С. 120.

23. Тамбовкина Т. Ю., Насырова А. А. Региональная идентичность – важная составляющая профессиональной подготовки бакалавра лингвистики в вузе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. № 2. С. 120–127.

24. López-Santamaría M., Bucheli Gómez M., Grueso Hinestroza M. P., Duque Oliva E. J. Antecedentes de la reputación empresarial interna: el caso de una Cooperativa de Ahorro y Crédito colombiana // REVESCO. Revista de Estudios Cooperativos. 2021. Vol. 137. P. 1–16.

25. Miranda Junior U. J. P., Novaes M. R. C. G., Santos H. B. A. et al. Perspectives of Organizational Identity in a Health Higher Education Institution: A Mixed-Method Analysis // BMC Medical Education. 2021. Vol. 21. Article no. 51.

26. Левочкина Н. А. Региональная идентичность: понятие и сущность // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1–3. С. 446–453.

27. Неретина Е. А. Влияние институциональной среды на организационную идентичность вуза и его устойчивое развитие // Методология устойчивого экономического развития в условиях новой индустриализации: сборник трудов международной научной конференции / Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского. Симферополь : ООО «Антиква», 2016. С. 190–193.

28. Грауманн О., Певзнер М. Н., Ширин А. Г. Новая идентичность вуза в условиях интернационализации образования // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 123–131.

29. Горожанов А. И. Массовое онлайн-обучение и проблема сохранения идентичности вуза // Современная психология и педагогика: проблемы и решения : сборник статей по материалам LII международной научно-практической конференции. Новосибирск : Сибирская академическая книга, 2021. С. 23–27.

30. Апресян Р. Г. Идентичность университета: удерживать или менять? // Ведомости прикладной этики. 2020. № 56. С. 20–29.

31. Бадмаев В. Н. Миссия и идентичность университета // Вестник Калмыцкого университета. 2015. № 2 (26). C. 38–43.

32. Geschwind L., Broström A. To Be or Not to Be a Technical University: Organizational Categories as Reference Points in Higher Education // Higher Education. 2021. Vol. 84. P. 121–139.

33. Bright L. Why Does PSM Lead to Higher Work Stress? Exploring the Role that Organizational Identity Theory has on the Relationship between Public Service Motivation and External-Related Stress among Federal Government Employees // Public Organization Review. 2021. Vol. 22. P. 803–820.

34. Sorour M. K., Boadu M., Soobaroyen T. The Role of Corporate Social Responsibility in Organisational Identity Communication, Co-Creation and Orientation // Journal of Business Ethics. 2021. Vol. 173. P. 89–108.

35. Laurila J., Paalumäki A. Flexible Use of Referents in the Construction of Organizational Identity: A Longitudinal Case Study // Journal of Management Inquiry. 2021. Vol. 31, iss. 4. P. 405–422.

36. Цветкова А. В. Важность организационной культуры в системе управления персоналом современной организации // Дневник науки. 2020. № 1 (37). С. 38.

37. Герасимов К. Б. Организационная культура как фактор стратегического управления персоналом // Основы экономики, управления и права. 2020. № 6 (25). С. 22–28.

38. Котов Е. В., Рощина Ю. О. Особенности организационной культуры научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования // Торговля и рынок. 2022. Т. 2, № 3–1 (63). С. 26–35.

39. Hesse A., Schmidt H. J., Baumgarth C. How a Corporate Influencer Co-creates Brand Meaning: The Case of Pawel Dillinger from Deutsche Telekom // Corporate Reputation Review. 2021. Vol. 24. P. 191–204.

40. Дагаева Е. Имидж вуза и корпоративная идентичность // Высшее образование в России. 2008. № 11. С. 89–93.

41. Бадмаев В. Н., Кальдинова Г. П. Корпоративная культура и идентичность университета // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. № 4. С. 20–24.

42. Гусейнов А. А. Имя обязывает // Ведомости. 2005. № 27. С. 79–87.

43. Рогожа М. М. К вопросу об идентичности университета (этический аспект) // Ведомости прикладной этики. 2018. № 51. С. 82–89.

44. Baba S., Hemissi O., Hafsi T. National Identity and Organizational Identity in Algeria: Interactions and Influences // M@n@gement. 2021. Vol. 24, iss. 2. P. 66–85.

45. Федотова Н. Г. Формирование городской идентичности: факторный и институциональный аспекты // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Т. 20, № 3. С. 32–49.


Рецензия

Для цитирования:


Недолужко О.В., Шумик Е.Г., Батурина О.А. Формирование идентичности регионального университета как инструмент управления его конкурентоспособностью. Университетское управление: практика и анализ. 2023;27(3):84-94. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.03.025

For citation:


Nedoluzhko O.V., Shumik E.G., Baturina O.A. Forming the Identity of a Regional University as a Tool to Manage Its Competitiveness. University Management: Practice and Analysis. 2023;27(3):84-94. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2023.03.025

Просмотров: 52


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)