Опыт применения концепции бережливого производства в высшем учебном заведении
https://doi.org/10.15826/umpa.2022.04.033
Аннотация
В статье представлены результаты проекта внедрения инструментов бережливого производства в практику деятельности высшего учебного заведения (Тюменский государственный университет). Горизонт исследования – учебный год. Основные методы исследования – хронометраж, опрос, диаграмма спагетти. Проведено картирование организации изучения курса и анализ эффективности затрат времени и ресурсов в процессе проведения занятий.
Проблемы, которые затрагиваются в исследовании, касаются вопросов эффективности деятельности высших учебных заведений, ценность которых должна определяться не только характеристиками услуг, но и способами их предоставления. Выявлено противоречие между ожиданиями потребителей (студентов) и усложнением процесса предоставления услуги, не связанное с ростом потребительской стоимости. Данное противоречие негативно влияет на восприятие и оценку качества образовательной услуги в целом.
Новизной исследования является положение о том, что реализация управления высшим учебным заведением с точки зрения ориентации на клиента предполагает декомпозицию и детальный анализ основного процесса – передачи знаний. Он является ядром, вокруг которого организуются вспомогательные процессы. Изменения в образовательном учреждении должны начинаться с картирования на основе бережливого производства всех этапов передачи знаний.
Ключевые слова
Об авторах
С. М. КазанцеваРоссия
Казанцева Светлана Михайловна – доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и бизнеса
625003, Тюмень, ул. Володарского, 6
Д. В. Гилева
Россия
Гилева Дарья Владимировна – магистрант
625003, Тюмень, ул. Володарского, 6
Список литературы
1. Кто и сколько зарабатывает на инфобизнесе – итоги III квартала 2021 года. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/61e14f7b9a79478be89380ff (дата обращения: 23.09.2022).
2. Казанцева С. М. Применение концепции бережливого производства в системе образования // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты : сб. ст. / под общ. ред. Т. М. Сигитова. Пермь, 2016. С. 31–32.
3. Douglas J., Antony J., Douglas A. Waste Identification and Elimination in HEIs: The Role of Lean Thinking // International Journal of Quality & Reliability Management. 2015. Vol. 32, iss. 9. P. 970–981.
4. Emiliani M. Improving Business School Courses by Applying Lean Principles and Practices // Quality Assurance in Education. 2004. Vol. 12, iss. 4. P. 175–187.
5. Jahan M., Doggett M. A Study on the Students’ Perceptions of the Applicability of Lean Principles at Universities // 122nd ASEE Annual Conference & Exposition: Making Value for Society (14–17 June 2015). Washington : American Society for Engineering Education ; Curran Associates, Inc., 2016. P. 26.115.1–26.115.17.
6. Hines P., Lethbridge S. New Development: Creating a Lean University // Public Money & Management. 2008. Vol. 28, iss. 1. P. 53–56.
7. Поляков Д. Д., Богомолова Ю. А., Рудаков А. В. 10 видов потерь в образовании. Методические рекомендации. Старый Оскол : МБУ ДПО «СОИРО», 2020. 16 с.
8. Вумек Д. П., Джонс Д. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. Москва : Альпина Паблишер, 2017. 605 с.
9. Оно Т. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства. Москва : Издательство ИКСИ, 2012. 391 с.
10. Ваганова О. В., Кумаргей А. С. Повышение качества образовательных услуг на основе внедрения технологий бережливого производства в НИУ «БелГУ» // Научный результат. Экономические исследования. 2019. Т. 5, № 1. С. 3–10.
11. Лихошерстова Г. Н. Алгоритм формирования современной системы «Бережливое производство в вузе» // Научный результат. Экономические исследования. 2019. Т. 5, № 1. С. 33–42.
12. Виды потерь в производстве и офисе. Москва : Академия Росатома, 2015. 35 с.
13. Черникова Е. Ф., Низяева М. В., Васильева Т. Н. и др. Исследование напряженности труда и характеристики информационных потоков у педагогов разных ступеней образования при традиционном и дистанционном режимах работы // XXV Нижегородская сессия молодых ученых (технические, естественные, гуманитарные науки) : материалы тезисов и докладов. Нижний Новгород : Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский научно-информационный центр», 2020. С. 195–198.
14. Ткачук Е. А., Ефимова Н. В., Мыльникова И. В. Оценка напряженности учебного труда и адаптационного потенциала учащихся общеобразовательных учреждений традиционного и профильного типов // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98, № 10. С. 1129–1134.
Рецензия
Для цитирования:
Казанцева С.М., Гилева Д.В. Опыт применения концепции бережливого производства в высшем учебном заведении. Университетское управление: практика и анализ. 2022;26(4):99-108. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.04.033
For citation:
Kazantseva S.M., Gileva D.V. An Experience of Using Lean Production Tools in the University. University Management: Practice and Analysis. 2022;26(4):99-108. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2022.04.033