Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Методика проектирования цифровых сервисов для образовательного рынка

https://doi.org/10.15826/umpa.2022.02.017

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются методические аспекты и практический опыт проектирования цифровых сервисов для образовательного рынка. Определены основные требования к созданию цифровых сервисов, их свойства и характеристики. На основе выполненного теоретического анализа доказано, что наиболее перспективным способом проектирования цифровых услуг, определяющим их конфигурацию и пользовательские возможности, является платформенный подход. Проведен анализ имеющихся образовательных платформ, выделены их преимущества и недостатки. Представлена авторская методика проектирования цифровых сервисов, в основу которой легли прогрессивные методологии Agile и Waterfall. Показан пример апробации разработанной методики на основе проекта платформы онлайн-обучения Citadel Education, ориентированной на реализацию адаптивных образовательных программ с возможностями выбора индивидуальных траекторий. Научная новизна исследования заключается, во-первых, в систематизации теоретических представлений о создании цифровых сервисов со специфическими товарными характеристиками, во-вторых, в развитии методической базы кастомизированных и технологичных образовательных услуг, отвечающих современным запросам пользователей. Результаты исследования представляют особый интерес в контексте ухода зарубежных образовательных платформ с отечественного рынка и могут быть полезны руководителям университетов для решения задач, связанных с повышением конкурентоспособности образовательных программ, реализацией гибридных моделей обучения и управлением портфелем учебных курсов.

Об авторах

М. В. Кожевников
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Кожевников Михаил Викторович – доцент кафедры систем управления энергетикой и промышленными предприятиями, кандидат экономических наук

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19



Е. М. Стариков
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Стариков Евгений Михайлович – преподаватель кафедры систем управления энергетикой и промышленными предприятиями

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19



В. В. Смирнов
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Смирнов Виктор Васильевич – студент магистратуры кафедры «Систем управления энергетикой и промышленными предприятиями»

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19



Список литературы

1. Клейменова Л. 20 фактов о цифровой трансформации: статистика, прогнозы, опросы. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/5ece23569a79479c90f3377b (дата обращения: 29.07.22).

2. Манукян Л. Сравнительный анализ платформ для дистанционного обучения // Ученые записки Тамбовского филиала РосМУ. Государственное образование. Педагогика. 2018. С. 212–217.

3. Месропян В. Цифровые платформы – новая рыночная сила. URL: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=46781&p=вложение/ (дата обращения: 29.07.22).

4. Watkins D. Global Connected and IoT Device Forecast Update. URL: https://www.strategyanalytics.com/accessservices/devices/connected-home/consumer-electronics/reports/report-detail/global-connected-and-iot-deviceforecast-update (дата обращения: 29.07.22).

5. Evans P. S., Gawer A. The Rise of the Platform Enterprise. A Global Survey. New York: The Center for Global Enterprise, 2016. 30 p.

6. Accenture Technology Vision 2016. People First: The Primacy of People in a Digital Age. URL: https://www.accenture.com/t20160314T114937__w__/us-en/_acnmedia/Accenture/Omobono/TechnologyVision/pdf/TechnologyTrends-Technology-Vision-2016.PDF (дата обращения: 29.07.22).

7. Gitelman L. D., Kozhevnikov M. V., Sandler D. G. Technology platforms as a tool for solving complex innovation problems // International Journal of Design & Nature and Ecodynamics. 2016. Vol. 11. № 4. P. 584–592. DOI: https://doi.org/10.2495/dne-v11-n4-584-592.

8. Wikipedia contributors. List of public corporations by market capitalization. URL: https://en.wikipedia.org/w/index.php?title=List_of_public_corporations_by_market_capitalization&oldid=1086403788 (дата обращения: 29.07.22).

9. Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. и др. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 59–74. DOI: 10.15826/umpa.2020.02.014.

10. Кирой В. Н., Щербина Д. Н., Чернова А. А. и др. Готовность российских студентов к дистанционным форматам обучения: существующее положение и перспективные задачи // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 2. С. 80–97. DOI 10.15826/umpa.2021.02.016.

11. TalentTech. Исследование российского рынка онлайн-образования. URL: https://talenttech.ru/research/issledovanie-rynka-onlajn-obrazovaniya/ (дата обращения: 29.07.22).

12. Shankar V. Product + service: rules of compatibility // Harvard Business Review. 2010. April. P. 87–92.

13. Трачук А. В. Трансформация бизнес-моделей электронного бизнеса в условиях нестабильной внешней среды // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2015. № 2. С. 58–71.

14. Parker G., Van Alstyne M. Innovation, Openness, and Platform Control // Management Science. 2018. № 64 (7). Р. 3015–3032. DOI: https://doi.org/10.2139/ssrn.1079712.

15. Кочетков Е. П. Цифровая трансформация экономики и технологические революции: вызовы для текущей парадигмы менеджмента и антикризисного управления // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2019. № 10. С. 330–341.

16. Гительман Л. Д., Исаев А. П., Сандлер Д. Г., Гаврилова Т. Б., Гамбург А. В. и др. Профессионалы в конкуренции за будущее. Опережающее обучение для лидерства в цифровой индустрии. Москва: СОЛОН-Пресс, 2021. 304 с.

17. Schroeder A., Kotlarsky J. Digital resources and their role in advanced service provision: a VRIN analysis // Baines T., Harrison D. (Eds.). Servitization: The Theory and Impact. Aston University, GBR. 2015. Р. 67–74.

18. Bhattacharjee S., Gopal R., Marsden J., Sankaranarayanan R. Digital goods and markets: Emerging issues and challenges // ACM Transactions on Management Information Systems. 2011. Vol. 2. Iss. 2. P. 1–14. DOI: https://doi.org/10.1145/1985347.1985349.

19. El-Sheikh E. et al. Emerging Trends in the Evolution of Service-Oriented and Enterprise Architectures // Intelligent Systems Reference Library. 2016. Vol. 111. P. 1–3. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-40564-3_1.

20. Schroeder G. N., Steinmetz C., Pereira C. E., Espindola D. B. Digital Twin Data Modeling with AutomationML and a Communication Methodology for Data Exchange // IFAC-Papers Online. 2016. Vol. 49. № 30. P. 12–17. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2016.11.115.

21. Matsas M., Pintzos G., Kapnia A., Mourtzis D. An Integrated Collaborative Platform for Managing ProductService Across their Life Cycle // Procedia CIRP. 2017. Vol. 59. P. 200–225. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procir.2016.09.009.

22. Michon R. The Complete Guide to Software as a Service: Everything you Need to Know about SaaS. CreateSpace Independent Publishing, 2017. 254 р.

23. The Agile Manifesto. URL: https://agilemanifesto.org/ (дата обращения: 29.07.22).

24. Dai Q., Kauffman R. J. Business models for internetbased B2B electronic markets // International Journal of Electronic Commerce. 2002. Vol. 6 (4). P. 41–72. DOI: https://doi.org/10.1109/hicss.2001.927035.

25. Baldwin C. Y., Woodard C. J. The Architecture of Platforms: A Unified View. Working Paper. Boston: Harvard Business School, 2008. 32 p. DOI: https://doi.org/10.4337/9781849803311.00008.

26. Eisenmann T., Parker G., Van Alstyne M. Platform Development // Strategic Management. 2011. Vol. 32 (12). P. 1270–1285. DOI: https://doi.org/10.1002/smj.935.


Рецензия

Для цитирования:


Кожевников М.В., Стариков Е.М., Смирнов В.В. Методика проектирования цифровых сервисов для образовательного рынка. Университетское управление: практика и анализ. 2022;26(2):114-125. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.02.017

For citation:


Kozhevnikov M.V., Starikov E.M., Smirnov V.V. Methodology of Designing Digital Services for the Educational Market. University Management: Practice and Analysis. 2022;26(2):114-125. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2022.02.017

Просмотров: 125


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)