Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Организационные и педагогические условия формирования навыка критического мышления у студентов российских вузов

https://doi.org/10.15826/umpa.2021.01.001

Полный текст:

Аннотация

Оценка трендов на рынке труда показывает, что растет число профессий, в которых ценятся универсальные компетенции, в том числе критическое мышление. В предлагаемой исследовательской статье разработана теоретическая рамка для оценки организационных и педагогических условий формирования навыка критического мышления и проведен анализ этих условий в российских университетах. Для сбора данных использовался метод полуструктурированного интервью с преподавателями (18 человек) и представителями администрации (10 человек) университетов России, а также с одним из авторов действующей версии Федеральных государственных стандартов высшего образования. Результаты показывают, что сегодня в РФ, несмотря на требования ФГОС ВО, условия для развития критического мышления созданы не для всех студентов и не во всех университетах. На основе результатов выполненного исследования выделены три типа университетов: 1) университеты, в которых созданы условия для формирования критического мышления у всех студентов; 2) университеты, условия в которых позволяют формировать навык критического мышления только у отдельных студентов; 3) университеты, в которых условия для формирования у студентов навыка критического мышления не созданы. Приведенные в статье результаты получены на основе самоотчетной информации, предоставленной респондентами. По итогам исследования были разработаны рекомендации по созданию условий для развития у студентов критического мышления; соблюдение этих условий позволит вузам добиться повышения качества образования в части формирования универсальных компетентностей и повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Об авторах

Ю. Н. Корешникова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Корешникова Юлия Николаевна – аналитик Института образования

101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10

+7 926 933-89-09



И. Д. Фрумин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Фрумин Исак Давидович – доктор педагогических наук,  профессор, научный руководитель Института образования

101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10

+7 985 999-36-03



Т. В. Пащенко
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Пащенко Тарас Валерьевич – руководитель Лаборатории  проектирования содержания образования, Институт  образования

101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10

+7 926 531-53-26



Список литературы

1. The Future of Jobs Report 2020. World Economic Forum. Geneva, Switzerland, 2020. 162 p. DOI 10.15665/dem.v18i2.2280.

2. Развитие навыков для инновационного роста в России / К. Васильев, С. Рощин, И. Мальцева [и др.]. Москва : Алекс, 2015. 174 с.

3. University Graduates’ Soft Skills: the Employers’ Opinion / M. Gruzdev, E. Kasakova, I. Kuznetsova, I. Tarkhanova // European Journal of Contemporary Education. 2018. Vol. 7, nr 4. P. 690–698. DOI 10.13187/ejced.2018.4.690.

4. Fike D. S., Fike R. Predictors of First-Year Student Retention in the Community College // Community College Review. 2008. Vol. 36, nr 2. P. 68–88. DOI 10.1177/0091552108320222.

5. Remaking College: The Changing Ecology of Higher Education / M. Stevens, M. W. Kirst (eds.). Stanford : Stanford University Press, 2015. 336 p. DOI 10.1086/683289.

6. Student Success in Developmental Mathematics Courses / L. R. Zientek, Z. E. Yetkiner Ozel, C. J. Fong [et al.] // Community College Journal of Research and Practice. 2013. Vol. 37, nr 12. P. 990–1010. DOI 10.1080/10668926.2010.491993.

7. Schwab K., Samans R. The Future of Jobs and Skills // World Economic Forum. 2016. Geneva, Switzerland, 2016. Р. 3–32.

8. Leckey J. F., McGuigan M. A. Right Tracks – Wrong Rails: The Development of Generic Skills in Higher Education // Research in Higher Education. 1997. Vol. 38, nr 3. P. 365–378.

9. Candy P. C., Crebert R. G. Ivory Tower to Concrete Jungle: The Difficult Transition from the Academy to the Workplace as Learning Environments // The Journal of Higher Education. 1991. Vol. 62, nr 5. P. 570–592. DOI 10.2307/1982209.

10. Arum R., Roksa J. Academically Adrift: Limited Learning on College Campuses. Chicago : University of Chicago Press, 2011. 272 p. DOI 10.1086/663160.

11. Belkin D. US News: Skills Gap Found in College Students // Wall Street Journal. 2015, Jan 17. P. A.5.

12. Pascarella E. T., Terenzini P. T. How College Affects Students: A Third Decade of Research. 2nd ed. San Francisco : Jossey-Bass, 2005. 848 p. DOI 10.14426/jsaa.v2i2.70.

13. Tsui L. Fostering Critical Thinking through Effective Pedagogy: Evidence from Four Institutional Case Studies // The Journal of Higher Education. 2002. Vol. 73, nr 6. P. 740–763. DOI 10.1353/jhe.2002.0056.

14. Gelder T. V. Teaching Critical Thinking: Some Lessons from Cognitive Science // College Teaching. 2005. Vol. 53, nr 1. P. 41–48. DOI 10.3200/ctch.53.1.41-48.

15. Keeley S. M. Are College Students Learning the Critical Thinking Skill of Finding Assumptions? // College Student Journal. 1992. Vol. 26, nr 3. P. 316–322.

16. Logan C. H. Do Sociologists Teach Students to Think More Critically? // Teaching Sociology. 1976. Vol. 4, nr 1. P. 29–48. DOI 10.2307/1317087.

17. Norris S. P. Synthesis of Research on Critical Thinking // Educational Leadership. 1985. Vol. 42, nr 8. P. 40–45.

18. Huber C. R., Kuncel N. R. Does College Teach Critical Thinking? A Meta-Analysis // Review of Educational Research. 2016. Vol. 86, nr 2. P. 431–468. DOI 10.3102/0034654315605917.

19. Assessment of University Students’ Critical Thinking: Next Generation Performance Assessment / R. J. Shavelson, O. Zlatkin-Troitschanskaia, K. Beck [et al.] // International Journal of Testing. 2019. Vol. 19, nr 4. P. 337–362. DOI 10.1080/15305058.2018.1543309.

20. Halpern D. F. Assessing the Effectiveness of CriticalThinking Instruction // The Journal of General Education. 1993. Vol. 42, nr 4. P. 238–254. DOI 10.1353/jge.2001.0024.

21. Skill Levels and Gains in University STEM Education in China, India, Russia, and the United States / P. Loyalka, O. L. Liu, G. Li [et al.] // Nature Human Behaviour. 2021. March 1. DOI 10.1038/s41562-021-01062-3.

22. Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д., Пащенко Т. В. Барьеры для создания педагогических условий развития критического мышления в российских вузах // Педагогика. 2020. Т. 84, № 9. С. 45–54.

23. Ro H. K., Terenzini P. T., Yin A. C. Between-College Effects on Students Reconsidered // Research in Higher Education. 2013. Vol. 54, nr 3. P. 253–282. DOI 10.1007/s11162-012-9269-0.

24. Maloshonok N. Undergr adu at e Time-Use: A Comparison of US, Chinese, and Russian Students at Highly Selective Universities // Higher Education Research & Development. 2020. Vol. 39, nr 3. P. 515–531. DOI 10.1080/07294360.2019.1684453.

25. Dolan E. L., Collins J. P. We Must Teach More Effectively: Here Are Four Ways to Get Started // Molecular Biology of the Cell. 2015. Vol. 26, nr 12. P. 2151–2155. DOI 10.1091/mbc.e13-11-0675.

26. McGarrity D. S. N. A Model for Developing Improvements to Critical Thinking Skills across the Community College Curriculum. Maryland : University of Maryland University College, 2013. 143 p.

27. A Review of Literature on Challenges in the Development and Implementation of Generic Competencies in Higher Education Curriculum / C. K. Y. Chan, E. T. Fong, L. Y. Luk [et al.] // International Journal of Educational Development. 2017. Vol. 57. P. 1–10. DOI 10.1016/j.ijedudev.2017.08.010.

28. Ennis R. H. Critical Thinking and Subject Specificity: Clarification and Needed Research // Educational Researcher. 1989. Vol. 18, nr 3. P. 4–10. DOI 10.3102/0013189x018003004.

29. Осмоловская И. М. Дидактика: от классики к современности. Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. 248 с.

30. Gray A. J. Constructivist Teaching and Learning // SSTA Research Centre Report. Saskatchewan School Trustees Association, 1997. P. 97–107.

31. Miri B., David B. C., Uri Z. Purposely Teaching for the Promotion of Higher-Order Thinking Skills: A Case of Critical Thinking // Research in Science Education. 2007. Vol. 37, nr 4. P. 353–369. DOI 10.1007/s11165-006-9029-2.

32. Behar-Horenstein L. S., Niu L. Teaching Critical Thinking Skills in Higher Education: A Review of the Literature // Journal of College Teaching & Learning (TLC). 2011. Vol. 8, nr 2. DOI 10.19030/tlc.v8i2.3554.

33. Strategies for Teaching Students to Think Critically: A Meta-Analysis / P. C. Abrami, R. M. Bernard, E. Borokhovski [et al.] // Review of Educational Research. 2015. Vol. 85, nr 2. P. 275–314. DOI 10.3102/0034654314551063.

34. Loes C. N., Salisbury M. H., Pascarella E. T. Student Perceptions of Effective Instruction and the Development of Critical Thinking: A Replication and Extension // Higher Education. 2015. Vol. 69, nr 5. P. 823–838. DOI 10.1007/s10734-014-9807-0.

35. Brooks J. G., Brooks M. G. In Search of Understanding: The Case for Constructivist Classrooms. ASCD, 1999. 143 p. DOI 10.29333/ajqr/5790.

36. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. Москва : Academia, 2001. 187 с.

37. Feldman K. A. The Association between Student Ratings of Specific Instructional Dimensions and Student Achievement: Refining and Extending the Synthesis of Data from Multisection Validity Studies // Research in Higher Education. 1989. Vol. 30, nr 6. P. 583–645. DOI 10.1007/bf00992392.

38. Hines C. V., Cruickshank D. R., Kennedy J. J. Teacher Clarity and its Relationship to Student Achievement and Satisfaction // American Educational Research Journal. 1985. Vol. 22, nr 1. P. 87–99. DOI 10.3102/00028312022001087.

39. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Высшее образование в российской традиции: опыт и современность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 9. С. 229–232.

40. Абанкина И. В., Винарик В. А., Филатова Л. М. Государственная политика финансирования сектора высшего образования в условиях бюджетных ограничений // Журнал Новой экономической ассоциации. 2016. № 3 (31). С. 111–143.

41. Порядок присвоения статуса университетам // Гарант : информационно-правовой портал. URL: http://ivo.garant.ru/#/doclist/2514:2 (дата обращения: 22.03.2021).

42. Технический университет в образовательной традиции ХХ века / М. Н. Кокоревич, В. А. Бадин, А. И. Репета [и др.] // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. № 12 (63). С. 45–48.

43. Филиппов В. М. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Москва : Логос, 2006. 487 с.

44. Strauss A., Corbin J. Basics of Qualitative Research. Thousand Oaks : Sage Publications, 1998. 312 p. DOI 10.4135/9781452230153.


Для цитирования:


Корешникова Ю.Н., Фрумин И.Д., Пащенко Т.В. Организационные и педагогические условия формирования навыка критического мышления у студентов российских вузов. Университетское управление: практика и анализ. 2021;25(1):5-17. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.01.001

For citation:


Koreshnikova Yu.N., Froumin I.D., Pashchenko T.V. Organizational and Pedagogical Conditions for the Development of Critical Thinking Skills among Russian University Students. University Management: Practice and Analysis. 2021;25(1):5-17. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2021.01.001

Просмотров: 149


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)