Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Альтернативные модели университетов будущего: о книге David J. Staley «Alternative universities: speculative design for innovation in higher education» (Baltimore, USA : Johns Hopkins University Press, 2019)

https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.022

Полный текст:

Аннотация

Дэвид Стэйли, директор Института гуманитарных наук Университета Огайо, историк и футуролог, обобщая свои идеи относительно возможных путей развития высшего образования, предлагает всем заинтересованным погрузиться в альтернативные миры будущего, где образование трансформировалось весьма радикальным образом, а университеты обрели новые модели, протоформаты которых мы можем обнаружить в сегодняшнем дне. В своем историческом воображении, перенаправленном из прошлого в будущее, Стэйли описывает: 1) Университет-платформу, аналог супермаркета; 2) систему микроколледжей, базирующихся на авторитете центральных профессоров; 3) Гуманитарный аналитический центр, давший новую роль представителям социогуманитарных наук; 4) Университет номадов, располагающийся везде и нигде одновременно; 5) Колледж свободных искусств, радикально развивающий идеи liberal arts; 6) Интерфейсный университет, выстроенный на взаимодействии человеческого и искусственного интеллектов; 7) Университет тела, позволяющий обрабатывать информацию всеми органами чувств; 8) Институт продвинутой игры, делающий ставку на игру, воображение и построение альтернативных миров; 9) Университет полиматов, сочетающий обучение одновременно трем разным специальностям и формирующий разные типы мышления; 10) Университет будущего, обучающий чистой и прикладной футурологии. Книга опубликована в 2019 году и аккумулирует в себе все передовые идеи в области путей развития высшего образования, что делает ее чрезвычайно актуальной в эпоху активных реформ в этой сфере.

Об авторе

Е. А. Другова
Национальный исследовательский Тюменский государственный университет; Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Другова Елена Анатольевна – кандидат философских наук, директор НОЦ Институт передовых технологий обучения НИ ТГУ; старший научный сотрудник, сетевой исследовательский центр «Человек, природа, технологии» ТюмГУ

625003, Тюмень, ул. Володарского, 6; 

634050, г. Томск, пр. Ленина, 36



Список литературы

1. Staley D. J. Computers, Visualization, and History. 2nd ed. Abingdon, UK : Routledge, 2013. 216 p.

2. Staley D.J. History and Future: Using Historical Thinking to Imagine the Future. Stockholm : Lexington Books, 2010. 190 p.

3. Гиг-экономика. Девиация или разрушение? Глава из отчета Deloitte // Talent Management : [сайт]. URL: https://www.talent-management.com.ua/1280-gig-e-konomika/ (дата обращения: 30.05.2020).

4. Building the Intentional University: Minerva and the Future of Higher Education / S. M. Kosslyn, B. Nelson, B. Kerrey [et al.]. Cambridge : The MIT Press, 2017. 457 p.

5. OECD. Future of Education and Skills 2030 // The Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD) : [сайт]. URL: http://www.oecd.org/education/2030-project/teaching-and-learning/learning/learning-compass-2030/OECD_Learning_Compass_2030_Concept_Note_Series.pdf (дата обращения: 30.05.2020).

6. World Economic Forum. New Vision for Education Unlocking the Potential of Technology // World Economic Forum : [сайт]. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEFUSA_NewVisionforEducation_Report2015.pdf (дата обращения: 30.05.2020).

7. Transversal Skills Framework // ATS2020: [сайт]. URL: http://www.ats2020.eu/transversal-skills-framework (дата обращения: 30.05.2020).

8. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И. Д. Фрумина; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. 472 c.

9. Мельник Д. 2+2+2 = современная высшая школа? Что такое отложенный выбор студентов // ТАСС: [сайт]. URL: https://tass.ru/opinions/7763823 (дата обращения: 30.05.2020).

10. Факультет «Liberal Arts» // РАНХиГС : официальный сайт. URL: https://ion.ranepa.ru/structure/faculty/liberalarts/ (дата обращения: 30.05.2020).

11. Факультет свободных искусств и наук // СПбГУ : официальный сайт. URL: https://artesliberales.spbu.ru/ru/education/podhod-k-obucheniyu/ (дата обращения: 30.05.2020).

12. Klutka J., Ackerly N., Magda A. J. Artificial Intelligence in Higher Education. Current Uses and Future Applications. Wiley : Learning House, 2018. 31 p.

13. ЩедровицкийГ. П . Организационно деятельностная игра. Сборник текстов. Том 9, часть 1. Москва : Наследие ММК, 2004. 285 с.

14. Kapp K. M. The Gamification of Learning and Instruction: Game-Based Methods and Strategies for Training and Education. Washington, USA : Pfeiffer, 2012. 336 p.

15. Об университете 2035 // Университет 20.35 : [сайт]. URL: https://2035.university/about/ (дата обращения: 30.05.2020).

16. Hines A. The History and Development of the Association of Professional Futurists // The Knowledge Base of Futures Studies / R. Slaughter and S. Inayatullah with J. Ramos (eds.). Indooroopilly, Australia : Foresight International, 2004. 1 CD-ROM: илл. Загл. с титул. экрана.

17. Building Foresight Capacity: Toward a Foresight Competency Model / A. Hines, J. Gary, C. Daheim, L. Laan van der // World futures review. 2017. No. 9 (3). P. 123–141.

18. Jaschik S. Alternative Universities. InsideHigherEd, 2019 // Inside Higher Education : [сайт]. URL: https://www.insidehighered.com/news/2019/03/12/author-discusseshis-new-book-speculating-alternative-models-highereducation (дата обращения: 30.05.2020).


Для цитирования:


Другова Е.А. Альтернативные модели университетов будущего: о книге David J. Staley «Alternative universities: speculative design for innovation in higher education» (Baltimore, USA : Johns Hopkins University Press, 2019). Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(2):167-175. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.022

For citation:


Drugova E.A. Alternative Models of Universities of the Future: On the Book «Alternative Universities: Speculative Design for Innovation in Higher Education» by David J. Staley (Baltimore, USA : Johns Hopkins University Press, 2019). University Management: Practice and Analysis. 2020;24(2):167-175. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.022

Просмотров: 411


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)