Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Обеспечение модульности, адаптивности и гибкости образовательных программ в системе высшего образования

https://doi.org/10.15826/umpa.2020.01.004

Аннотация

В работе предлагается вариант реализации образовательных программ высшего образования, направленный на обеспечение адекватности системы высшего образования потребностям личности, общества и экономики. Для обоснования целесообразности предложенного варианта образовательных программ приводится анализ особенностей системы высшего образования в контексте соответствия современным тенденциям развития социальноэкономической и научно-технологической сферы. Отмечаются отдельные специфические особенности российской системы высшего образования (по сравнению с зарубежными системами и системой высшего образования СССР). Определяются цели и основные функции системы высшего образования, формулируются требования к системе высшего образования как одного из институтов социально-экономической сферы. На основе сформулированных требований указываются условия, которым должны удовлетворять современные образовательные программы, и предлагается вариант реализации образовательной программы бакалавриата в виде блока базового уровня и следующего за ним блока основного уровня, каждый из которых завершается выдачей документа, подтверждающего освоение соответствующей части образовательной программы. Рассматриваются потенциальные позитивные последствия претворения в жизнь предложенного варианта образовательной программы бакалавриата, возможные риски и трудности в ходе этого процесса, а также перечисляются необходимые изменения нормативной, организационно-технологической и научно-методической документации, в том числе в части коррекции федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и введения федеральных требований к реализации предложенных блоков образовательной программы с учетом их специфики.

Об авторах

В. Ж. Куклин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия

Куклин Владимир Жанович – доктор технических наук, ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ

119571, Москва, проспект Вернадского, 82



В. В. Гриншкун
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия

Гриншкун Вадим Валерьевич – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ

119571, Москва, проспект Вернадского, 82



М. И. Шутикова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия

Шутикова Маргарита Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ

119571, Москва, проспект Вернадского, 82



Список литературы

1. Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. Москва : Прогресс, 1970. 260 c.

2. Моисеев Н. Н. Экологический образ гуманитарного знания: поиск пути // Alma mater. 2007. № 6. С. 37‒42.

3. Вахштайн В. С., Железов Б. В., Мешкова Т. А. Основные тенденции государственной политики в сфере высшего образования в странах ОЭСР // Вопросы образования. 2005. № 2. С. 32‒46.

4. Клячко Т. Л., Мау В. А. Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 46–64.

5. Бурэ К. С. Реформа высшего образования: экспансия бакалавров и магистров // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 52–72.

6. Wit H. de. Internationalisation of Higher Education in Europe and Its Assessment, Trends and Issues. Netherlands: NVAO, 2010. 24 p.

7. Филиппов В. М., Краснова Г. А., Гриншкун В. В. Трансграничное образование // Платное образование. 2008. № 6. С. 36–38.

8. Мау В. А. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы экономики. 2012. № 7. С. 114–132.

9. Global Education Monitoring Report-2016. Education for People and Planet: Creating Sustainable Futures for All. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245752 (дата обращения: 01.02.2020).

10. Павлова Н. А., Николаев Б. В. Современные тенденции развития системы высшего образования Великобритании и США // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 208.

11. Баженова С. А., Гриншкун В. В. Современная молодежь и информационные технологии: факторы, значимые для образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017. № 2 (40). С. 64–71.

12. Гриншкун В. В., Краснова Г. А. Развитие образования в эпоху четвертой промышленной революции // Информатика и образование. 2017. № 1 (280). С. 42–45.

13. Extreme automation and connectivity: The global, regional, and investment implications of the Fourth Industrial Revolution. URL: http://www.tadviser.ru/images/b/b7/Extreme_automation_and_connectivity_The_global%2C_regional%2C_and_investment_implications_of_the_Fourth_Industrial_Revolution.pdf (дата обращения: 01.02.2020).

14. Шутикова М. И. Организация учебного процесса в вузе на основе модульной системы // Концепт. 2015. № Т13. С. 3941–3945.

15. Шутикова М. И. Модульный подход в обучении // Череповецкие научные чтения – 2013 : Материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Н. П. Павлова. Череповец, 2014. С. 199–202.

16. Шутикова М. И., Чеснокова И. А. Кредитномодульная система организации учебного процесса // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. № 2. С. 8–12.


Рецензия

Для цитирования:


Куклин В.Ж., Гриншкун В.В., Шутикова М.И. Обеспечение модульности, адаптивности и гибкости образовательных программ в системе высшего образования. Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(1):60-67. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.01.004

For citation:


Kuklin V.Zh., Grinshkun V.V., Shutikova M.I. Ensuring Modularity, Adaptability and Flexibility of Educational Programs in Higher Education. University Management: Practice and Analysis. 2020;24(1):60-67. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2020.01.004

Просмотров: 669


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)