Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Сопротивления преподавателей изменениям: анализ причин и факторов

https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.035

Полный текст:

Аннотация

По типу статья является кейсом. Цель – представить практику мониторинга и анализа сопротивления изменениям в преподавательской среде и возможные управленческие решения данной проблемы на примере Института экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Методологической основой исследования стали современные знания: о негативной роли сопротивления в успешном проведении организационных изменений; о комплексной природе феномена сопротивления, включающего в себя как психологические механизмы, так и поведенческие признаки; о необходимости различать причины и организационные факторы сопротивления изменениям. В исследовании использован опросник количественной оценки силы сопротивления и влияния причин и факторов сопротивления изменениям университетских преподавателей. В основу методики положена авторская систематизация психологических причин и организационных факторов сопротивления изменениям. Респондентами выступили 170 преподавателей Института экономики и предпринимательства – более 50 % всего их штатного состава института. В результате исследования было обнаружено, что: 1) сопротивление преподавателей изменениям имеет среднюю силу и преимущественно пассивную форму; 2) ведущими причинами возникновения сопротивления изменениям выступают страх перед негативными последствиями изменений и несоответствие изменений академическим ценностям; 3) основным фактором сопротивления является несовершенная система организационных коммуникаций. Перспектива исследования состоит в совершенствовании методики оценки сопротивления преподавателей изменениям и ее апробации во всех структурных подразделениях университета. В ходе организационных изменений в университете важно учитывать, что сопротивление преподавателей изменениям происходит преимущественно в пассивной форме, что может создавать иллюзию его отсутствия. Для формирования реального представления о сопротивлении необходимо проводить количественную и дифференцированную по отдельным направлениям оценку его силы. Преодоление сопротивления требует, прежде всего, профилактики страха негативных последствий изменений. Решение этой задачи предполагает включение преподавателей в процесс планирования изменений и проведение активной информационно-разъяснительной работы по поводу возможных последствий изменений. Важную роль в уменьшении сопротивления изменениям играет также разрешение конфликта между академическими и предпринимательскими ценностями. Это требует управления ценностями и создания на этой основе новой интегрированной организационной культуры. Основным организационным барьером сопротивления изменениям выступает система коммуникаций: она не обеспечивает полного и своевременного информирования сотрудников о проводимых изменениях и нуждается в совершенствовании. Оригинальность полученных результатов состоит в том, что в условиях организационных изменений конкретного университета выявлены иерархия причин возникновения и факторов сопротивления преподавателей проводимым изменениям.

Об авторах

Г. А. Мкртычян
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Мкртычян Герасим Амирович – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой организационной психологии 

603093, г. Нижний Новгород, ул. Родионова, 136



О. В. Петрова
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Петрова Ольга Викторовна – кандидат социологических наук, доцент, проректор по учебной работе 

603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23



Список литературы

1. Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 240 с.

2. Ицковиц Г. Тройная спираль: университеты – предприятия – государство. Инновации в действии. Томск: Изд-во Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 2010. 238 с.

3. Мкртычян Г. А., Исаева О. М. Становление предпринимательского университета: столкновение ценностей и сопротивление изменениям // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 2. С. 76–83.

4. Инновационный университет. Проектноориентированное управление: стратегия, интеграция, качество: сборник статей. Составители: Р. Г. Стронгин, А. О. Грудзинский. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. 218 с.

5. Мкртычян Г. А., Исаева О. М. Причины сопротивления персонала организационным изменениям: взгляд менеджеров как агентов перемен // Организационная психология. 2015. № 1. С. 22–33.

6. Мкртычян Г. А., Войлокова Е. Е. Сопротивление персонала изменениям в оценке HR – менеджеров // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2015. № 1 (37). С. 45–52.

7. Dill D. The Management Of Academic Culture Revisited Integrating Universities in an Entrepreneurial Age. // In: B. Stensaker, J. Välimaa, and C. Sarrico (eds.), Managing Reform in Universities: The Dynamics of Culture, Identity and Organizational Change, Palgrave Macmillan, 2012, pp. 222–237.

8. Vasyakin B. S., Ivleva M. I., Pozharskaya Y. L., Shcherbakova O. I. A Study of the Organizational Culture at a Higher Education Institution (Case Study: Plekhanov Russian University of Economics (PRUE)), International Journal Of Enviromental & Science Education, 2016, vol. 11, no. 10, 11515–11528.

9. Byrne J. V. Outreach, Engagement, and the Changing Culture of the University, Journal of Higher Education Outreach and Engagement, 2016, vol. 20, no 1, pp. 53–62.


Для цитирования:


Мкртычян Г.А., Петрова О.В. Сопротивления преподавателей изменениям: анализ причин и факторов. Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(4):142-150. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.035

For citation:


Mkrtychyan G.A., Petrova O.V. University Professors’ Resistance to Change: Reasons and Factors. University Management: Practice and Analysis. 2019;23(4):142-150. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.035

Просмотров: 44


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)