Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Динамика показателей диссертационных советов при реализации мероприятий дорожной карты

https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.026

Полный текст:

Аннотация

Статья является исследовательской, в ней представлен анализ поэтапного достижения целевых индикаторов результативности научной деятельности членов диссертационных советов (ЧДС) и организаций, на базе которых действуют диссертационные советы (ДС). Целью статьи является анализ соответствия ДС критериальным требованиям, предъявляемым ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) как к показателям результативности научной и публикационной деятельности ЧДС, так и к показателям университетов и научных организаций, на базе которых действуют ДС. Для достижения поставленной цели был проведен анализ показателей результативности, полученных в ходе мониторинга деятельности сети ДС за 2015–2018 гг. Целевые индикаторы результативности государственной системы научной аттестации были определены Планом мероприятий (дорожная карта), утвержденным Минобрнауки России 23 августа 2016 г. Результаты анализа показали, что за четырехлетний период реализации мероприятий дорожной карты наблюдается устойчивая тенденция к улучшению показателей соответствия публикационной активности ЧДС критериальным требованиям ВАК. Однако общий уровень соответствия ЧДС всей сети советов в 2018 г. составил 82,7 % и контрольный показатель в 90 % достигнут не был. Как следствие, проведенный анализ показал, что одних административных мер, направленных на достижение контрольного показателя, недостаточно. Необходимо внесение изменений в нормативную базу, регулирующую деятельность системы государственной аттестации. При подготовке предложений по изменению нормативной базы необходимо исследовать опыт деятельности ДС, создаваемых на базе организаций, получивших право самостоятельного присуждения ученых степеней. Представленный анализ показателей соответствия публикационной активности ЧДС критериальным требованиям, представленным в дорожной карте, является базовым ориентиром практики университетского менеджмента при формировании состава ДС. Статья является полностью оригинальной и вводит в научный оборот количественную информацию о динамике показателей результативности научной и публикационной деятельности ЧДС, а также университетов и научных организаций, на базе которых действуют ДС.

Об авторах

С. И. Пахомов
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

Пахомов Сергей Иванович – доктор химических наук, профессор

115409, Москва, Каширское шоссе, 31



В. А. Гуртов
Петрозаводский государственный университет
Россия

Гуртов Валерий Алексеевич – доктор физико-математических наук, профессор, директор Центра бюджетного мониторинга

ResearcherID: D-5286–2015

185910, Петрозаводск, пр. Ленина, 31



А. В. Стасевич
Петрозаводский государственный университет
Россия

Стасевич Андрей Васильевич – ведущий научный сотрудник Центра бюджетного мониторинга

185910, Петрозаводск, пр. Ленина, 31



Список литературы

1. Пахомов С. И., Гуртов В. А., Щеголева Л. В. Диссертационный совет как зеркало российской науки // Вестник Российской академии наук. 2013. Т. 83, № 12.С. 26–33.

2. Филиппов В. М., Савицкая Н. Присуждение ученых степеней – на совести диссертационных советов // Экономика образования. 2014. № 4. С. 7–11.

3. Мацкевич И. М. Вопросы повышения качества оценки диссертационных исследований // Юридическое образование и наука. 2019. № 7. С. 10–13.

4. Шишканова И. А., Пахомов С. И., Гуртов В. А., Пенние И. В. Критерии оценки деятельности диссертационных советов для трансформации национальной сети аттестации кадров // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 4 (77). С. 208–216.

5. Динамика целевых индикаторов результативности научной деятельности членов диссертационных советов/ С. И. Пахомов [и др.] // Вестник Мордовского университета. 2017. Т. 27, № 4. С. 555–576. doi: 10.15507/0236-2910.027.201704.555-576

6. Аникеев А. А. Совершенствование системы подготовки и аттестации научно педагогических кадров // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2014. № 4 (5). С. 61–65.

7. Оболенский Н. В. Роль диссертационных советов в пополнении научных кадров // Высшее образование сегодня. 2015. № 11. С. 31–33.

8. Носов С. И. О некоторых проблемах юридического образования и аттестации научных кадров высшей квалификации // Юрист. 2013. № 4. С. 37–41.

9. Шапиро Л. Г. О качестве подготовки аттестационных дел соискателей ученых степеней кандидата юридических наук и доктора юридических наук // Юридическое образование и наука. 2019. № 7. С. 54–56.

10. Кувшинов О. Н., Чемпалова Л. С. Анализ количественных данных подготовки кадров высшей квалификации педагогических специальностей // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. Т. 171. № 5. С. 180–184.

11. Красиков В. И. Сеть диссертационных советов по философским наукам и специфика процедур хабилитации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2016. № 2 (34). С. 354–362.

12. Якимович Е. П., Суржик С. С., Доронина Н. А., Семенова Д. В., Заярнюк К. Д. Проблемы подготовки кадров высшей квалификации в области сельского хозяйства на дальнем востоке // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 126–128.

13. Терехов А. Н., Халин В. Г., Юрков А. В. Нужны ли кандидаты и доктора наук по программной инженерии для модернизации и технологического развития российской экономики? // Прикладная информатика. 2018. Т. 13. № 4 (76). С. 42–52.

14. Донецкая С. С. Статистика защит докторских диссертаций: изменения после реформы ВАК // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 26–37.

15. Донецкая С. С. Реформа ничего не изменила: современные итоги реформирования российской системы присуждения ученых степеней // ЭКО. 2017. № 10 (520). С. 140–154.

16. Емелин Н. М. Новый перечень рецензируемых изданий вышел – что же дальше? // Известия Института инженерной физики. 2019. № 3 (53). С. 118–120.

17. Цветкова Л. А., Еремченко О. А., Кураков Ф. А. Оптимизация сети диссертационных советов в России в зеркале дисциплинарной структуры науки мира // Экономика науки. 2015. Т. 1. № 1. С. 15–25.

18. Пахомов С. И., Гуртов В. А., Стасевич А. В., Щеголева Л. В. Подготовка и аттестация кадров высшей научной квалификации из числа граждан иностранных государств // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5 (117). С. 43–53.

19. Мальцева А. А., Барсукова Н. Е. Подготовка кадров высшей квалификации для стран СНГ в Российской Федерации как направление научно-технического сотрудничества // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11. № 1. С. 27–43.

20. Обзор деятельности сети диссертационных советов в 2018 году: аналитический доклад / под ред. С. И. Пахомова; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Департамент аттестации научных и научнопедагогических работников. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2019. 108 с.

21. Нарутто С. В., Шугрина Е. С. О проекте по предоставлению университетам права самостоятельно присуждать ученые степени // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 1 (62). С. 221–225.

22. Пахомов С. И., Петров М. П., Абалакин К. С., Мацкевич И. М. Право на самостоятельность. Размышления о первом опыте самостоятельного присуждения ученых степеней ведущими центрами науки и образования и насущных задачах развития системы научной аттестации в стране // Высшее образование сегодня. 2019. № 8. С. 2–12.

23. Gokhberg L., Meissner D., Shmatko N. A. Myths and Realities of Highly Qualified Labor and What It Means for PhDs // Journal of the Knowledge Economy, 2017, vol. 8, no. 2, pp. 758–767. doi: 10.1007/s13132-016-0403-7

24. Сборник материалов заседания Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации 26 июня 2019 года; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации. Москва, 2019. 40 с.


Для цитирования:


Пахомов С.И., Гуртов В.А., Стасевич А.В. Динамика показателей диссертационных советов при реализации мероприятий дорожной карты. Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(4):21-31. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.026

For citation:


Pakhomov S.I., Gurtov V.A., Stasevich A.V. Dissertation Councils’ Indicators Dynamics in the Road Map Implementation. University Management: Practice and Analysis. 2019;23(4):21-31. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.026

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)