Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ИЛИ НЕОЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ?

https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.024

Аннотация

Введение. В статье анализируются различные аспекты дискурса в области Болонского процесса с точки зрения влияния этого процесса на развитие высшего образования в последние десятилетия. Отдельное внимание уделено практике деятельности российских вузов на примере их участия в европейских проектах программ Темпус и Эрасмус+. Цель статьи состоит в обосновании выгод Болонского процесса как фактора, содействующего обеспечению устойчивого развития за счет интернационализации в сфере высшего образования, в том числе – за счет усиления взаимодействия экспертов и развития экспертного дискурса по вопросам высшего образования. Материалы и методы. В работе использовались методология сравнительного исследования; методы сбора эмпирической информации; понятийно-терминологический анализ; интерпретация; моделирование и проблемный метод. Результаты исследования. Выявлены основные системные факторы, обеспечивающие позитивную динамику Болонского процесса, что подкреплено фактами его реализации в России в рамках проектов программ Темпус и Эразмус+, а также зафиксировано понимание участниками этого процесса необходимости эффективной адаптации его задач и методов их выполнения к непростым и быстро изменяющимся условиям мирового развития. Обсуждение и заключение. В работе подтверждена гипотеза о ценности Болонского процесса для развития и модернизации высшего образования и обоснована бездоказательность теорий отнесения Болонского процесса к категории неолиберальных проектов. Результаты, описанные в статье, могут использоваться в образовательных программах подготовки и повышения квалификации преподавателей и управленцев для системы высшего образования, научных работников и исследователей.

Об авторах

А. А. Муравьева
Центр изучения проблем профессионального образования
Россия

Муравьева Анна Александровна – кандидат филологических наук, ведущий эксперт 

8 (495) 97-23-590



Н. М. Аксенова
Центр изучения проблем профессионального образования
Россия

Аксенова Наталья Михайловна – заместитель директора

8 (495) 97-23-590



Н. Ш. Ватолкина
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
Россия

Ватолкина Наталья Шамилевна – кандидат экономических наук, доцент 

8 (499) 267-1731



Список литературы

1. Brow, W. Undoing the Demos: Neoliberalism’s Stealth Revolution. Zone Books, 2015. 296 p.

2. Хмелинин А. А. Неолиберальный дискурс // Дискурс Пи, 2014. С. 25–27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ neoliberalnyy-diskurs (дата обращения: 08.02.2019).

3. Харви Д. Краткая история неолиберализма. Актуальное прочтение /пер. с англ. Н. С. Брагиной. М.: Поколение, 2007. 288 c.

4. Internationalization of Higher Education. B: Structural and Cohesion Policies. Culture and Education. Study. 2015. Directorate-General for Internal Policies. URL: http://www. europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2015/540370/ IPOL_STU(2015)540370_EN.pdf (дата обращения: 08.02.2019).

5. Evans L. Reshaping the EHEA: After the Demise of Neolibralism: A UK-Informed Perspective. PP 23–42. B: A. Curaj et al. (eds.), European Higher Education Area: The Impact of Past and Future Policies. 2018. URL: https://www. research.manchester.ac.uk/portal/files/73548895/published_ chapter_July_2018.pdf (дата обращения: 08.02.2019).

6. Wright S. & Greenwood, D. Universities run for, by and with the faculty, students and staff. Alternatives to the neoliberal destruction of higher education. Learning and Teaching // The International Journal of Higher Education in the Social Sciences. Том 10. № 1. С. 42–65. 2017 https://doi. org/10.3167/latiss.2017.100104 (дата обращения 08.02.2019)

7. Bacon E. Neo-collegiality: restoring academic engagement in the managerial university. London: de Wit H., Hunter, F. et al. Internationalization of higher education. Directorate-General for Internal Policies, 2015.

8. Neary M., Winn J. Beyond Public and Private: A Framework for Co-operative Higher Education Framework for Co-operative Higher Education URL: https://olh. openlibhums.org/articles/10.16995/olh.195/ (дата обращения: 08.02.2019)

9. Halffman W; Radder H. The Academic Manifesto: From an Occupied to a Public University. June 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/ s11024-015-9270-9 (дата обращения: 08.02.2019).

10. The Auckland Declaration on the purpose of the University in the 21st Century. UNIKE: Universities in the Knowledge economy. [Электронный ресурс]. URL: http:// unike.au.dk/the-auckland-declaration (дата обращения: 08.02.2019).

11. Buckup Sebastian, 2017, The end of neoliberalism? World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2017/07/this-is-what-thefuture-of-economic-liberalism-looks-like-its-time-to-rethinkit/ (дата обращения 08.02.2019)

12. Zanoni P. et al. Post-capitalistic politics in the making: The imaginary and praxis of alternative economies // Organisation. 2017. Том 24 (5). С. 575–588. https://doi. org/10.1177/1350508417713219

13. Kauppi N. The Academic Condition: Unstable structure, ambivalent narratives, dislocated identities in B. Evans, L, Nixon J. Academic identities in higher education: The Changing European landscape. 2015 – London, Bloomsbury.

14. Mason P. Postcapitalism; A guide for our future. 2015, London, Allen Lane.

15. Hibert M., Lesic-Thomas A. On wolves, sheep and shepherds: on Bosnian Comedy of Errors. In W. Halffman and H. Radder (eds) International responses to the academic manifesto: reports from 14 countries. Social epistemology Review and Reply Collective, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://social-epistemology.com/2017/07/13/ international-responses-to-the-academic-manifesto-reportsfrom-14-countries-willem-halffman-and-hans-radder/ (дата обращения: 08.02.2019).

16. Hudzik J. Comprehensive Internationalization: Institutional pathways to success Internationalization in Higher Education Series, Routledge, 2015.

17. European Higher Education in the World. European Commission (2013). European higher education in the world (COM 2013). [Электронный ресурс]. URL: http:// www.em-a.eu/fileadmin/content/Promo/Erasmus__in_the_ world_layouted.pdf (дата обращения: 08.02.2019).

18. Парижское коммюнике министров образования стран Болонского процесса. [Электронный ресурс]. URL: http://erasmusplusinrussia.ru/images/erasmus-doc/ CommuniqueParis2018.pdf (дата обращения: 08.02.2019).

19. De Wit H. Misconceptions of internationalization still prevail // University world News, July 14, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.universityworldnews.com/ post.php?story=20170711093305138 (дата обращения: 08.02.2019).

20. Curaj A., Deca L. Procopie R. (eds.), European higher education area: The Impact of Past and Future Policies. 2018. Vol. 1, Springer.

21. De Wit H., Deca L., Hunter F. (2015) Internationalization of Higher Education – What Can Research Add to the Policy Debate? In: Curaj A., Matei L., Pricopie R., Salmi J., Scott P. (eds) The European Higher Education Area. Springer, Cham. DOI https://doi.org/10.1007/978-3-319-20877-0_1

22. Jones E. and de Wit H. Globalization of Internationalization: Thematic and Regional Reflections on a Traditional Concept. AUDEM: The International Journal of Higher Education and Democracy, том 3, 2012. С. 35–54. URL: http://www.academia.edu/2489971/Globalization_of_ internationalization_Thematic_and_regional_reflections_ on_a_traditional_concept (дата обращения: 08.02.2019)


Рецензия

Для цитирования:


Муравьева А.А., Аксенова Н.М., Ватолкина Н.Ш. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ИЛИ НЕОЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ? Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(3):119-129. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.024

For citation:


Muraveva A.A., Aksenova N.M., Vatolkina N.Sh. BOLOGNA PROCESS: AREA FOR DEVELOPMENT OR A NEOLIBERAL PROJECT? University Management: Practice and Analysis. 2019;23(3):119-129. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.024

Просмотров: 882


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)