Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.011

Полный текст:

Аннотация

Исследовательская статья посвящена изучению организационной культуры университета. Для того чтобы выжить и быть конкурентоспособным в условиях глобальной конкуренции на международном и всероссийском уровнях, вуз должен обладать уникальной ценностью по сравнению с другими. Одним из стратегических источников формирования конкурентных преимуществ вуза является изменение его организационной культуры. Именно ее развитие позволяет сформировать новые ценностные установки, как у преподавателей, так и у студентов. В статье проведено исследование организационной культуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Для исследования поверхностного уровня организационной культуры вуза нами было изучено отношение преподавателей и студентов к ключевым элементам организационной среды вуза (традиции, корпоративный стиль, поощрения и наказания и т. д.). Анализ подповерхностного уровня организационной культуры осуществлялся с использованием адаптированных вариантов вопросников К. Камерона и Р. Куина. Базовые ценностные суждения были идентифицированы с помощью применения методики Г. Ховстеде. Число респондентов, принявших участие в исследовании, составило 847 человек, из которых 100 человек – это научно-педагогические работники, 747 – студенты. Результаты исследования представлений профессорско-преподавательского состава и студенчества об организационной культуре позволили получить общее видение о ключевых ценностно-культурных ориентирах и идентифицировать сложившуюся организационную культуру. Исследование показало наличие фрагментарного восприятия элементов культуры представителями разных подразделений, имеющих иногда диаметрально противоположную оценку ее параметров. В связи с этим необходимо проведение ряда обучающих программ, направленных на развитие системы коммуникаций, организационных ценностей, психологического комфорта и корпоративного имиджа. При этом процесс развития выделенных компонентов считаем целесообразным рассматривать через призму реализации определенных целей, что обеспечит качество всех протекающих в университете организационных процессов, а, следовательно, и повышение его конкурентных преимуществ.

Об авторах

Н. Д. Гуськова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Россия

Гуськова Надежда Дмитриевна – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68



А. В. Ерастова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Россия

Ерастова Александра Валерьевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68



О. Б. Чаплюкова
ООО «Байтекс» 
Россия

Чаплюкова Ольга Борисовна – event-менеджер

430005, г. Саранск, ул. Советская, 105а



Список литературы

1. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альбина Бизнес Букс, 2005. 654 с.

2. Прахалад К., Рамасвами В. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями. Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. 352 с.

3. Ламбен Ж-Ж., Чумпитас Р., Шуленг Н. Менеджмент, ориентированный на рынок. Пер. с англ. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 720 с.

4. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 1997. 332 с.

5. Спивак В. А. Системный подход к изменениям в организациях// Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 6. № 2. С. 95–115.

6. Jaques E. The changing Culture of a Factory. N. Y.: Dry- den Press, 1952. 251 p.

7. Соломанидина Т. О. Система управления по ценностям: вопросы разработки и внедрения // Управление корпоративной культурой. 2014. № 3. С. 162–172.

8. Лебедева Н. Ю., Широнина Е. М. Методологические вопросы изучения организационной культуры // Фундаментальные исследования. 2012. № 9. С. 729–733.

9. Яблонскене Н. Л. Корпоративная культура современного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 2. С. 7–25.

10. Гуськова Н. Д., Ерастова А. В. Ценности как элемент организационной культуры университета // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 4 (98). С. 67–75

11. Холл Ричард Х. Организация: структура, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. 509 с.

12. Cameron K., Quinn R. Diagnosing and Changing Organizational Culture. Boston: Addison-Wesley Publishing Company, Inc. 1999, 320 p.

13. Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work – Related Values. CA: Beverly Hill, 1980. 168 p.

14. Гуськова Н. Д., Ерастова А. В. Оценка студенческой субъкультуры вуза как стратегия повышения его конкурентоспособности // Экономические и социальногуманитарные исследования. 2018. № 4(20). С. 15–22. DOI: 10.2415/2409-2018-4-15-22

15. Гуськова Н. Д., Чаплюкова О. Б. Влияние организационной культуры на конкурентные преимущества студенчества // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2017. № 3. С. 49–53.


Для цитирования:


Гуськова Н.Д., Ерастова А.В., Чаплюкова О.Б. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ. Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(1-2):131-140. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.011

For citation:


Guskova N.D., Erastova A.V., Chapliukova O.B. THE DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATIONAL CULTURE OF THE UNIVERSITY AS A TOOL TO INCREASE ITS COMPETITIVE ADVANTAGES. University Management: Practice and Analysis. 2019;23(1-2):131-140. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.011

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)