Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

СМОГУТ ЛИ СТУДЕНТЫ УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ?

https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.009

Полный текст:

Аннотация

Исследовательская статья, цель которой – рассмотрение результатов исследования приоритетов жизни, социальной устойчивости и готовности студентов российских университетов управлять своей жизнью и профессиональной деятельностью, разработка на этой основе комплекса образовательных технологий, направленных на повышение конкурентоспособности выпускников российских вузов. Изучены следующие работы отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам студенчества: Целюгина И. Б., Соколова Э. А., Подвойский В. П., Ласкин А. А., Кустикова Ю. О., Метелeв С. Е., Кудряшов Е. В., Паначев В. Д., Князькова О. Н., Пузанова Ж. В., Тертышникова А. Г., Тишков В. А., Бараш Р. Э., Степанов В. В., Marjolein Zee, Peter F. de Jong, Helma M. Y., I. Cunningham, Longobardi C., Iotti N. O., Jungert T., Settanni M., Adams R. S., Bradbury H. Для проведения исследования использованы методы анкетирования, экспертного опроса, сравнения, декомпозиции, группировки. В генеральную совокупность исследования включены студенты региональных университетов России. Выборочная совокупность исследования составила более 400 студентов из 13 государственных вузов 5 федеральных округов Российской Федерации, а также привлечены 36 опытных экспертов. Анализируются жизненные ориентиры и перспективы повышения готовности российского студенчества к управлению собственной жизнью. Показано, как изменения в системе организации обучения влияют на жизнедеятельность студенчества. В результате проведенного исследования выявлено то, что на желание абитуриентов обучаться в вузе приоритетное влияние оказывает понимание необходимости личностного и профессионального развития для успешного будущего трудоустройства и профессиональной карьеры. Мотивами получения высшего образования являются: престижность получения высшего образования и избираемой профессии, востребованность на рынке труда, перспективы повысить свое материальное благосостояние. Основным фактором, повлиявшим на выбор профессии, студенты считают учет ими своих способностей. Научная новизна результатов исследования заключается в изучении актуальной проблемы социальной устойчивости студентов, их готовности к управлению собственной жизнью, ранее не рассмотренной отечественными и зарубежными авторами. Результаты мониторинга свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы университетов по активизации включения студентов в процессы учебной, научной и общественной деятельности, а также о необходимости подготовки к будущей профессиональной деятельности и самостоятельной жизни. Представлен опыт разработки и использования специальных образовательных технологий, повышающих социальную студенческую устойчивость, решающих проблемы, выявленные в результате проведенного исследования. Использование студентами и преподавателями вузов России результатов исследования будет способствовать повышению социальной устойчивости студентов вузов России, ускорит их готовность к самостоятельной жизни и деятельности.

Об авторах

С. Д. Резник
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Россия

Семен Давыдович Резник – заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент»

440028, г. Пенза, ул. Г. Титова, 28



М. В. Черниковская
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Россия

Марина Витальевна Черниковская – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент»

440028, г. Пенза, ул. Г. Титова, 28



Список литературы

1. Загирова Ф. Р. Академическая неоднородность студентов и управление вузами // Университетское управление: практика и анализ. Том 22. № 3. 2018. С. 141–154. DOI: 10.15826/umpa.2018.03.033

2. Краковецкая И. В., Кудашкина Л. А. Формирование личной конкурентоспособности студентов в условиях трансформации университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 2. 2018. С. 106–115 DOI: 10.15826/umpa.2018.02.021

3. Убушиева А. К вопросу о ценностных приоритетах молодежи [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека КиберЛенинка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tsennostnyh-prioritetah-molodezhi (дата обращения 12.12.2018).

4. Баскакова Я. А. Студенчество как особая социальная группа // Информация и образование: границы коммуникаций. 2012. Т. 4 (12). С. 364.

5. Резник С. Д., Черниковская М. В. Организационная культура российского студенчества в условиях изменений социально–экономической среды: монография М.: ИНФРА–М, 2015. 176с.

6. Цилюгина И. Б. Трудности процесса адаптации студентов-первокурсников учреждений среднего профессионального образования и способы их разрешения // Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 42–45.

7. Соколова Э. А. Идеальный образ студента в понимании студентов старших курсов университета // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (142). С. 60–65.

8. Подвойский В. П., Ласкин А. А., Кустикова Ю. О. Студенческое самоуправление в вузе как средство развития социально активной личности студента // Гуманитарное пространство. 2013. Т. 2. № 1. С. 54–60.

9. Метелeв С. Е. Главный в вузе – студент // Аккредитация в образовании. 2011. № 4 (48). С. 84–90.

10. Кудряшов Е. В., Паначев В. Д. Формирование социализации студента в вузе // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2014. № 13. С. 136–139.

11. Князькова О. Н. Представления студентов провинциальных вузов о культуре самоорганизации личности 4 Резник С. Д. Управление высшим учебным заведением. – 3 изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2019. 416 с. 5 Резник С. Д. Управление кафедрой учебник. 5-e изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2019. 607 с. 426 с. студента // В мире научных открытий. 2013. № 11.1 (47). С. 142–158.

12. Пузанова Ж. В., Тертышникова А. Г. Особенности образа жизни и отношения к здоровью российских студентов (на примере МГУ и РУДН)// Социс. 2017. № 8. С. 88–94

13. Тишков В. А., Бараш Р. Э., Степанов В. В. Идентичность и жизненные стратегии студенчества в России // Социс. 2017. № 8. С. 81–87.

14. Marjolein Zee, Peter F. de Jong, Helma M. Y. Koomen From externalizing student behavior to student-specific teacher self-efficacy: The role of teacher-perceived conflict and closeness in the student–teacher relationship// Contemporary Educational Psychology, vol. 51, October 2017, pp. 37–50

15. Cunningham I. Learning to lead – self managed learning and how academics resist understanding the process // Development and Learning in Organizations: An International Journal. 2010, vol. 24, issue 2, pр. 4–6.

16. Student-Teacher Relationships and Bullying: The Role of Student Social Status /C. Longobardi [et al.] // Journal of Adolescence. 2018, vol. 63, pp. 1–10.

17. Exploring Student Differences in Formulating CrossDisciplinary Sustainability Problems / R. S. Adams [et al.] // International Journal of Engineering Education. 2010, vol. 26, no. 2, pp. 324–338. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.915.688&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 23.12.2018).

18. Bradbury H. Sustaining Inner and Outer Worlds: A Whole-Systems Approach to Developing Sustainable Business Practices in Management // Journal of Management Education. 2003, vol. 27, Issue 2, pp. 172–187.

19. Резник С. Д., Черниковская М. В. Студенты России: жизненные приоритеты и социальная устойчивость: Монография, под ред.д.э.н., проф. С. Д. Резника. Москва: ИНФРА-М, 2019.

20. Кузнецов А. Г., Русаков С. В., Жданова С. Ю. Особенности работы со студентами первого курса (из опыта работы механико-математического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета) // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. № 1. C. 99–110.

21. Резник С. Д., Черниковская М. В. Социальная устойчивость российского студенчества: гендерный аспект // Друкеровский вестник. 2017. № 3 (17). С. 33–48.


Рецензия

Для цитирования:


Резник С.Д., Черниковская М.В. СМОГУТ ЛИ СТУДЕНТЫ УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ? Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(1-2):111-121. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.009

For citation:


Reznik S.D., Chernikovskaya M.V. WILL STUDENTS BE ABLE TO MANAGE THEIR LIVES? University Management: Practice and Analysis. 2019;23(1-2):111-121. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.009

Просмотров: 713


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)