Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АККРЕДИТАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.003

Полный текст:

Аннотация

В настоящее время наблюдается рост значимости международных аккредитаций как инструмента внешней независимой оценки качества образования. Вместе с тем академическая среда неоднозначно воспринимает роль международных аккредитаций и справедливо указывает на существующую опасность бюрократизации процессов и подмены качества результатов качеством отчетности. Однако участие в подготовке к международным аккредитациям способствует рефлексии работников университета по итогам своей деятельности, определению зон развития, поиску решения проблем. В статье раскрывается потенциал международных аккредитаций для управления вовлеченностью научно-педагогических работников бизнес-школ и университетов. Авторы статьи рассматривают вовлеченность как важнейший концепт развития, отраженный как в миссиях ведущих университетов, так и в требованиях международных аккредитаций. Проводится сравнительный анализ стандартов, критериев и процедур крупнейших международных аккредитаций: AACSB, ЕFMD и AMBA. Показана взаимосвязь между международными аккредитациями и развитием вовлеченности преподавателей. Управление вовлеченностью преподавателей в рамках подготовки к международным аккредитациям и во взаимосвязи с их требованиями анализируется на примере Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ.

Об авторах

Н. В. Чичерина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 
Россия

Чичерина Наталья Васильевна – доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора

190008, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16



Ю. С. Васильева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 
Россия

Васильева Юлия Сергеевна – кандидат педагогических наук, начальник управления образовательных программ

190008, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16



О. И. Окулова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 
Россия

Окулова Ольга Игоревна – директор центра международных аккредитаций и сетевых программ

190008, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16



Список литературы

1. AMBA Annual Report 2016–2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.mbaworld.com/about-us/annualreport (дата обращения: 12.02.2019).

2. Рейтинг глобальных бизнес-школ России и стран СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www.acexpert.ru/public/content/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D0%9F%D%94%D0%A4/Doklad_bs_2017.pdf (дата обращения: 13.02.2019).

3. Scheele K. Licence to kill: About accreditation issues and James Bond. Quality in Higher Education, 2004, no.10, pp. 285–293.

4. Harvey L. The power of accreditation: Views of academics. Journal of Higher Education Policy and Management, 2004, no. 26, pp. 207–223.

5. Lejeune C., & Vas A. Organizational culture and effectiveness in business schools: A test of the accreditation impact. Journal of Management Development, 2009, no. 28, pp. 728–741.;

6. Lejeune C., Schultz, M., & Vas, A. How does Accreditation Influence the Dynamics of Organizational Identity for Business Schools? Management International, 2015, no. 19(3), pp. 83–97.

7. Майкл С. О. Международная аккредитация: насколько достижима цель? (пер. с англ. Е. Шадриной). Вопросы образования. 2015. № 1. С. 39–57.

8. Nigsch S., Schenker-Wicki A. Shaping performance: do international accreditations and quality management really help? Journal of Higher Education Policy and Management, 2003, no 35:6, pp. 668–681

9. Bryant M. Ph D. International Accreditations as Drivers of Business School Quality Improvement, Journal of Teaching in International Business, 2013, no. 24:3–4, pp. 155–167.

10. Резапова Д. Б. Вовлеченность персонала: исследования и практика. Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 101 (1). С. 73–75.

11. Kahn W. A. Psychological Conditions of Personal Engagement and Disengagement at Work, Academy of Management Journal, 1990, no. 33, 4; ProQuest pp. 692

12. Shuck B., Wollard K. Employee Engagement and HRD: A Seminal Review of the Foundations, Human Resource Development Review, 2010, no. 9, pp. 89–110.

13. Масалова Ю. А. Исследование вовлеченности профессорско-преподавательского состава университета. Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 101(1). С. 76–82.

14. Pritchard K. Employee engagement in the UK: meeting the challenge in the public sector, Development and Learning in Organizations: An International Journal, vol. 22 Issue: 6, pp. 15–17.

15. Maslach C., Schaufeli W.B, Leiter M. P. Job Burnout, Annual Review of Psychology, 2001, vol. 52, pp. 397–423.

16. Livingston J. Defining and Managing Faculty Engagement: Validation of the Faculty Engagement Survey, PhD Thesis, Azusa, California, 2011, 199 p. URL: https://pqdtopen.proquest.com/doc/884644822.html?FMT=AI (дата обращения: 26.02.2019)

17. Fitzgerald H. E., Bruns, K., Sonka, S., Furco, A., & Swanson, L. The centrality of engagement in higher education. Journal of Higher Education Outreach and Engagement, 2012, no. 16(3), pp. 7–28.

18. Виссема Й. Г. Университет третьего поколения: Управление университетом в переходный период. М.: Издательство «Олимп-Бизнес», 2016. 432 с.

19. AACSB Business Accredit ation St andards 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.aacsb.edu/accreditation/standards/business (дата обращения: 16.02.2019).

20. EPAS Standards & Criteria 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://efmdglobal.org/wp-content/uploads/EFMD_Global-Accrediation_EPAS-Standards_and_Criteria.pdf (дата обращения: 12.02.2019).

21. EQUIS Standards & Criteria 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://efmdglobal.org/wp-content/uploads/EFMD_Global-EQUIS_Standards_and_Criteria.pdf (дата обращения: 12.02.2019).

22. MBA Accreditation Criteria 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.mbaworld.com/accreditation/become-an-accredited-business-school (дата обращения: 12.02.2019).

23. Королева Д. О., Хавенсон Т. Е., Андреева А. А., Лукина А. А. Низовые инновации в современном российском образовании: определение поля исследования. Практики развития: индивидуальная инициатива в новом образовательном пространстве: материалы XXIV научнопрактической конференции, Красноярск. 2018. С. 141–146.


Для цитирования:


Чичерина Н.В., Васильева Ю.С., Окулова О.И. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АККРЕДИТАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(1-2):47-59. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.003

For citation:


Chicherina N.V., Vasilieva J.S., Okulova O.I. INTERNATIONAL ACCREDITATIONS AS A TOOL TO DEVELOP FACULTY ENGAGEMENT. University Management: Practice and Analysis. 2019;23(1-2):47-59. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.003

Просмотров: 152


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)