Трансформация образования в цифровую эпоху
Аннотация
Исследовательская статья. Глобальное развитие информационного общества требует соответствующего изменения системы образования. При этом изменению подлежат не только использующиеся образовательные инструменты (например, замена печатных учебников их электронными копиями), но и сама концепция построения образовательной системы. Целью настоящей статьи является определение необходимых направлений трансформации российской системы образования в контексте глобальной цифровизации. В своем исследовании авторы анализируют положение России в глобальном цифровом пространстве, а также основные мировые тенденции цифровизации образования. Информационной базой исследования служат законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные международных рейтинговых и аналитических агентств, материалы ОЭСР, а также данные статистических наблюдений. На основании оценки текущего состояния российской образовательной системы и ее сопоставления с общемировыми тенденциями выявлены ключевые направления необходимых изменений. В частности, показана необходимость скорейшего развития цифровой инфраструктуры образовательных учреждений, подготовки преподавателей, владеющих современными цифровыми компетенциями, актуализации специальностей и направлений подготовки с учетом тенденций изменения рынка труда, формирования образовательных программ на основе гибких образовательных траекторий, развития концепции непрерывного образования, а также внедрения в образовательную среду систем искусственного интеллекта. В ходе проведения исследования авторами была отмечена недостаточность данных, необходимых для углубленного анализа каждого из выделенных направлений. В дальнейшем каждое направление должно стать предметом самостоятельного исследования, для конкретизации по ним целей, определения первоочередных задач, а также формирования дорожной карты реализации мероприятий. Статья будет полезна руководителям образовательных организаций, а также всем, кто занимается исследованиями современных тенденций рынка образовательных услуг.
Ключевые слова
Об авторах
П. В. ТерелянскийРоссия
Терелянский Павел Васильевич - доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры информационных систем в институте информационных систем
109542, Москва, Рязанский проспект, 99
Н. В. Кузнецов
Россия
Николай Владимирович Кузнецов - доктор экономических наук, кандидат технических наук, директор Института экономики и финансов
109542, Москва, Рязанский проспект, 99
К. В. Екимова
Россия
Ксения Валерьевна Екимова - доктор экономических наук, профессор, проректор
109542, Москва, Рязанский проспект, 99
С. А. Лукьянов
Россия
Лукьянов Сергей Александрович - доктор экономических наук, профессор РАН, заведующий кафедрой экономической теории Института экономики и финансов
109542, Москва, Рязанский проспект, 99
Список литературы
1. Показатели развития информационного общества в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/monitor_rf.xls (дата обращения: 29.10.2018).
2. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: [распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р] // Собрание законодательства РФ. 2017. 7 авг. № 32. ст. 5138.
3. Аптекман А., Калабин В., Клинцов В., Кузнецова Е., Кулагин В., Ясеновец И. Цифровая Россия: новая реальность. McKinsey & Company, 2017. 133 с.
4. Семячков К. А. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями // Современные технологии управления. [Электронный ресурс]. URL: http://sovman.ru/article/8001/ (дата обращения: 29.10.2018).
5. Digital Planet 2017: How Competitiveness and Trust in Digital Economies Vary Across the World // The Fletcher School of Law and Diplomacy, Tufts University. [Электронный ресурс]. URL: https://sites.tufts.edu/digitalplanet/files/2017/05/Digital_Planet_2017_FlNAL. pdf (дата обращения: 29.10.2018).
6. The 2015 BCG e-lntensity Index // BCG. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/publications/interactives/bcg-e-intensity-index.aspx (дата обращения: 29.10.2018).
7. IMD World Digital Competitiveness Ranking 2018 // IMD Business School. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/globalassets/wcc/docs/imd_world_digital_competitiveness_ranking_2018.pdf (дата обращения: 29.10.2018)/.
8. Networked Readiness Index // World Economic Forum. [Электронный ресурс].- URL: http://reports.weforum.org/global-information-technology-report-2016/networked-readiness-index/ (дата обращения: 29.10.2018).
9. Показатели развития информационного общества в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/monitor_rf.xls (дата обращения: 29.10.2018).
10. Manyika J., Lund S., Chui M., Bughin J., Woetzel J., Batra P., Ko R., Sanghvi S. Jobs lost, jobs gained: What the future of work will mean for jobs, skills, and wages. McKinsey Global Institute, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-organizations-and-work/Jobs-lost-jobs-gained-what-the-future-of-work-will-mean-for-jobs-skills-and-wages (дата обращения: 29.10.2018).
11. Russian Federation in Education at a Glance 2017: OECD Indicators // OECD Publishing, Paris. [Электронный ресурс]. - URL: https://read.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2017/russian-federation_eag-2017-81-en#pagel (дата обращения: 29.10.2018).
12. Human Development Indices and Indicators 2018 // United Nations Development Programme. [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2018_human_development_statistical_update.pdf (дата обращения: 29.10.2018).
13. Elearning market trends and forecast 2017-2021 // Docebo. [Электронный ресурс]. URL: https://eclass.teicrete.gr/modules/document/file.php/TP271/Additional%20material/docebo-elearning-trends-report-2017.pdf (дата обращения: 29.10.2018)
14. Классическое и онлайн-образование: что выбирают студенты? // Росу дарственный университет управления. [Электронный ресурс]. URL: https://guu.ru/news_ru/54841 (дата обращения: 29.10.2018)
15. Емельянов С. В. Стратегия развития науки и технологии в США в XXI веке // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1. С. 19-24.
16. YiXue Education. [Электронный ресурс]. URL: http://www.classba.cn/en/ (дата обращения: 29.10.2018).
Рецензия
Для цитирования:
Терелянский П.В., Кузнецов Н.В., Екимова К.В., Лукьянов С.А. Трансформация образования в цифровую эпоху. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(6):36-43. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.06.056
For citation:
Tereliansky P.V., Kuznetsov N.V., Ekimova K.V., Lukyanov S.A. Transformation of education in the digital age. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(6):36-43. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2018.06.056