Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

О ресурсной стратификации российских университетов

https://doi.org/10.15826/umpa.2018.06.055

Аннотация

Статья представляет собой исследовательскую работу, нацеленную на измерение динамики изменения ресурсного обеспечения российских университетов. С опорой на теоретическую рамку ресурсной стратификации в высшем образовании в статье зафиксировано состояние ресурсной стратификации российских университетов, а также закономерности ее трансформации через оценку таких элементов ресурсной базы вузов, как финансирование, качество подготовки студенческого контингента, квалификация научно-педагогических работников. Стратификация предполагает группировку объектов в системе со схожим уровнем ресурсов. Мы измерили группировку российских университетов с помощью кластерного анализа. Исследование было проведено на основе данных Мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования Минобрнауки Российской Федерации. Для оценки изменений стратификации в ходе исследования был проведен кластерный анализ на двух наборах данных, которые характеризуют совокупность вузов в2012 г. и в2016 г. Переходы вузов из кластеров в динамике и их характеристики позволили сделать вывод о постепенной фиксации ресурсной стратификации университетов в системе и об увеличении разрыва между получившимися группами. Другими словами, проведенное исследование показало, что группа вузов с высокой ресурсной обеспеченностью сохраняет или усиливает свои позиции, в то же время фиксируется положение в системе распределения ресурсов университетов со средней и низкой ресурсной обеспеченностью. Выявленный факт увеличения разрывов между группами позволил сделать предположение о том, что процесс фиксации ресурсной стратификации продолжится. В работе впервые была рассмотрена проблема ресурсной стратификации российских университетов в динамике. Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших работах, посвященных институциональной дифференциации в высшем образовании, они также могут стать вкладом в дискурс, посвященный оценке эффектов различных мер государственной политики в сфере высшего образования. Кроме того, результаты исследования имеют практическое значение, обусловленное возможностью их учета в качестве одного из важнейших контекстов при проектировании механизмов государственного управления системой высшего образования Российской Федерации.

Об авторах

Б. М. Таловская
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Таловская Бэла Марковна - стажер-исследователь Института образования

101000, г. Москва, Потаповский пер., 16/10



М. А. Лисюткин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Лисюткин Михаил Андреевич - преподаватель Института образования, помощник ректора

101000, г. Москва, Потаповский пер., 16/10



Список литературы

1. Кларк Б. Р. Система высшего образования: академическая организация в национальной перспективе. Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. Вып. пер. с англ. 358 с.

2. Liefner I. Funding, resource allocation, and performance in higher education systems // Higher Education. 2003. № 46. C. 469-489.

3. Pfeffer J., Salancik G. R. The External Control of Organizations: A Resource Dependence Perspective [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.by/books?hl=ru&lr=&id=iZv79yE--_AC&oi=fnd&pg=PR9&dq=The+External+Control+of+Organizations:+A+Resource+Dependence+Perspective&ots=VkroUE3qBS&sig=fhAjoQgNDGqzvgMzADGWfEZGnXI&redir_esc=y#v=onepage&q=The%20External%20Control%20of%20Organizations%3A%20A%20Resource%20Dependence%20Perspective&f=false (дата обращения: 20.08.2018).

4. Kershaw J. A., Mood A. M. Resource Allocation in Higher Education // American Economic Review: American Economic Association, 1970. C. 341-346.

5. Lynch R., Baines P. Strategy development in UK higher education: towards resource-based competitive advantages // Journal of Higher Education Policy & Management. 2004. T. 26. № 2. C. 171-187.

6. Zhang L., Bao W., Sun L. Resources and Research Production in Higher Education: A Longitudinal Analysis of Chinese Universities, 2000-2010 // Research in Higher Education. 2016. T. 57. № 7. C. 869-891.

7. Agasisti T., Johnes G. Heterogeneity and the evaluation of efficiency: the case of Italian universities // Applied Economics. 2010. T. 42. № 11. C. 1365-1375.

8. Agasisti T., Egorov A. Universities ‘ Efficiency and Regional Economic Short-run Growth: Empirical Evidence from Russia Basic Research Program. Moscow, 2018. 55 p.

9. Tolbert P. S. Institutional Environments and Resource Dependence: Sources of Administrative Structure in Institutions of Higher Education // Administrative Science Quarterly. 1985. T. 30. № 1. C. 1-13.

10. Marginson S. High Participation Systems of Higher Education II The Journal of Higher Education. 2016. T. 87. № 2. C. 243-271.

11. Cantwell B., Marginson S. Vertical stratification // High participation systems of higher education, 2018. C. 125-150.

12. ЛисюткинМ. А. О возможных причинах ухудшения ресурсной базы вузов // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 74-94.

13. Nash J. Non-Cooperative Games // Annals of Mathematics. 1951. T. 54. № 2. C. 286-295.

14. Dill D. D. Higher Education Markets and Public Policy // Higher Education Policy. 1997. T. 10. № 3/4. C. 167-185.

15. Davies S., Zarifa D. The stratification of universities: Structural inequality in Canada and the United States // Research in Social Stratification and Mobility. 2012. T. 30. № 2. C. 143-158.

16. Соколов М. М. Миф об университетской стратегии // Вопросы образования. 2017. №№ 2. С. 36-73.

17. Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8-69.

18. Daraio C. The European university landscape: A micro characterization based on evidence from the Aquameth project II Research Policy. 2011. T. 40. № 1. C. 148-164.

19. Morphew C. C. Conceptualizing Change in the Institutional Diversity of U. S. Colleges and Universities // The Journal of Higher Education. 2009. T. 80. № 3. C. 243-269.

20. Платонова Д. П. Горизонтальная и вертикальная дифференциация системы высшего образования в России // Университетское управление: практика и анализ. 2015. Т. 7. № 915. С. 19-30.

21. Abbott W. F., Barlow H. M. Stratification Theory and Organizational Rank: Resources, Functions, and Organizational Prestige in American Universities // The Pacific Sociological Review. 1972. T. 15. № 4. C. 401-424.

22. Halffman W., Leydesdorff L. Is inequality among universities increasing? Gini coefficients and the elusive rise of Elite Universities // Minerva. 2010. T. 48. № 1. C. 55-72.

23. Leslie L. L. и др. How do Revenue Variations Affect Expenditures Within U. S. Research Universities? // Research in Higher Education. 2012. T. 53. № 6. C. 614-639.

24. Taylor B. J. The Field Dynamics of Stratification Among US Research Universities: The Expansion of Federal Support for Academic Research, 2000-2008 // Higher Education, Stratifi cation, and Workforce Development, 2016. C. 251-269.

25. Winston G. C. Differentiation among US colleges and universities // Review of Industrial Organization. 2004. T. 24. № 4. C. 331-354.

26. Дрантусова Н. В., Князев Е. А. Институциональный ландшафт высшего образования в России: ключевые векторы развития // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. Т. 1. № 40. С. 264-273.

27. Абанкина И. В. и др. Оценка результативности университетов с помощью оболочечного анализа данных // Вопросы образования. 2013. №№ 2. С. 15-48.

28. Карелина И. Г., Соболев А. Б., Сорокин С. О. Мониторинг деятельности образовательных организаций- инициатива системных изменений в высшем образовании (статья первая) // Высшее образование сегодня. 2015. № 6. С. 37-46.

29. Costas R., Leeuwen T. N. Van. A Bibliometric Classificatory Approach for the Study and Assessment of Research Performance at the Individual Level: The Effects of Age on Productivity and Impact // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2010. T. 61. № April. P. 1564-1581.

30. Ушаков Д. В. и др. Публикационная активность и цитируемость ученых: различия научных областей и возрастных когорт // Социология науки и технологии. 2015. Т. 6. № 1. С. 16-28.

31. Charrad M. и др. NbClust: Ап R Package for Determining the Relevant Number of Clusters in a Data Set // Journal of Statistical Software. 2014. T. 61. № 6.

32. Hartigan J. A., Wong M. A. Algorithm AS 136: A K-Means Clustering Algorithm // Applied Statistics. 1979.


Рецензия

Для цитирования:


Таловская Б.М., Лисюткин М.А. О ресурсной стратификации российских университетов. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(6):24-35. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.06.055

For citation:


Talovskaya B.M., Lisyutkin M.A. On the Resource Stratification of Russian Universities. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(6):24-35. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2018.06.055

Просмотров: 884


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)