Эмблема в визуальной репрезентации вуза: классификация и семиотика визуальных образов
https://doi.org/10.15826/umpa.2018.06.054
Аннотация
Исследовательская статья посвящена изучению главного атрибута визуальной репрезентации вуза - эмблемы. Среди немногочисленных работ, посвященных процессу брендирования вуза, отсутствует комплексный анализ функционирования их визуальной репрезентации, при этом целенаправленная работа по брендированию в различных университетах все чаще включает в себя эмблему как графический идентификатор вуза. С помощью сочетания количественных и качественных методов в ходе исследования на сплошной выборке вузов России (917 шт.) был проведен структурный и семиотический анализ эмблем, который позволил охарактеризовать их устройство и спектр визуальных образов, а также составить типологию семиотических значений. По результатам работы дана характеристика семиотических основ визуальной репрезентации у российских вузов, а также определены ее функции в процессе брендирования вуза. Результаты исследования имеют широкое практическое применение в качестве источника информации по использованию и назначению эмблем вузов в системе высшего образования как для специалистов, занимающихся вопросами брендирования университетов (маркетологов, социологов, дизайнеров и др.), так и для пресс-служб, медиацентров и администраций отдельных вузов. Тем не менее интерпретативный характер семиотической типологии и невзаимоисключащий характер классификации визуальных образов позволяют лишь обозначить смысловые направления позиционирования вузов, а не охарактеризовать конкретные учебные заведения с точки зрения их моделей визуальной коммуникации. Требуются дополнительные исследования для определения валидности классификации, а также уточнения семиотических оснований для предложенной типологии.
Ключевые слова
Об авторе
П. В. ДеминРоссия
Демин Павел Владиславович - магистр социологии, аспирант факультета социальных наук
101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Список литературы
1. Сколько в России слившихся вузов: процесс слияния вузов приостановлен // Индикатор. Гуманитарные науки. 2016. URL: https://bit.ly/2GCVTXy (дата обращения: 03.06.2017
2. Российское образование. Федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/vuz/federal (дата обращения: 03.06.2017
3. Официальный сайт проекта Министерства образования и науки РФ «Опорные университеты». URL: http://xn--b1agajcc1abgakngoqbh6l.xn--p1ai/about (дата обращения: 08.03.2017).
4. Romanenko K. University Mergers: The Implications for Students II Educational Studies. 2018. Vol. 1. PP. 154-173.
5. Stensaker B. The Relationship Between Branding and Organisational Change // Higher Education Management and Policy. 2007. Vol. 19/1. PP. 1-17.
6. A вуз и ныне там: зачем ТГУ разработал собственный бренд? // Интернет-издание «atas.info». URL: http://atas.info/reviews/science/a-vuz-i-nyne-tam/ (дата обращения: 03.06.2017).
7. Герб СПбГУ: менять нельзя оставить? // Интернет-издание «Журнал Санкт-Петербургский университет». URL: http://journal.spbu.ru/?p=7656 (дата обращения: 03.06.2017
8. Сеченовский университет: новый логотип, новые подходы // Официальный сайт Сеченовского университета. URL: http://bit.ly/2rn4be6 (дата обращения: 03.06.2017).
9. Капферер Ж.-Н. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда. М: Вершина, 2007. 448 с.
10. Прохоров А. В. Брендинг университетов: российский опыт // Высшее образование в России. 2016. Т. 21, вып. 3-4 (155-156). С. 25-30.
11. Рейтинг Best Global Brands 2016 / Interbrand. URL: http://interbrand.com/best-brands/best-global-brands/2016/ranking/#?listFormat=ls (дата обращения: 14.03.2017).
12. SmallM. L. How to Conduct a Mixed Methods Study: Recent Trends in a Rapidly Growing Literature // Annual Review of Sociology. 2011. Vol. 37, pp.57-86.
13. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник/ пер. с польск. И. В. Морозовой, авт. вступ. ст. И. Е. Покровский.-М.: Логос, 2007.
14. Данные сводных таблиц по форме № ВПО-1 за 2016 год / Министерство образования и науки РФ. Раздел «Высшее образование». URL: http://tinyurl.com/ydbyctx5 (дата обращения: 03.11.2017).
15. Hemsley-Brown J., Goonawardana S. Brand harmonization in the international higher education market // Journal of Business Research. 2007. Vol. 60, pp. 942-948.
16. Мониторинг эффективности вузов Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/ (дата обращения: 03.11.2017).
17. Yates R. A., Noyes J. M. Web Site Design, SelfMonitoring Style, and Consumer Preference // Journal of Applied Social Psychology. 2007. Vol. 37. № 6. PP. 1341-1362.
18. Демин П. В., Пашков С. Г. Символика университета в восприятии студентов // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2015. № 10. С. 91-100.
19. Аакер Д. А., Йохимштайлер Э. Бренд-лидерство: Новая концепция брендинга: Пер. с англ. М.: Издательский дом Гребенникова, 2003.
20. Келлер К. Л. Стратегический бренд-менеджмент: Создание, оценка и управление марочным капиталом. 2-е изд.: Пер. с англ. М.; СПб: Вильямс, 2005. 704 с.
21. Лукман Т., Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 334 с.
22. Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова / М.: МГУ, 1994. С. 116-121.
23. Уайтхед А. Н. Символизм, его смысл и воздействие. Томск: Водолей, 1999. 64 с.
24. Маслова Д. Роль символов в легитимации коммуникаций бизнес сообщества и государственных структур в сфере инноваций: сравнительный анализ РФ и США // Символы в коммуникации. Коллективная монография. Выпуск 6. М.: Издательский дом, 2011. С. 76-90.
25. Яблонскене Н. Л. Корпоративная культура современного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 2. С. 7-25.
26. Adir V., Adir G., Pascua N.-E. How to design a logo // Procedia- Social and Behavioral Sciences. Vol.122. 2014. PP. 140-144.
27. Лебедев Н. А. Логотип как визуальная метафора // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. № 4, 2013. С. 196-198.
28. Куприна Ю. П. Дизайн логотипа и его особенности // Культура и мировоззрение. № 3 (061), 2014. С. 243-248.
29. Eco U. Theory of Semiotics. Athens: Knowledge, 1988.
30. Steiner L., Sundstrom A., Sammalisto K. An analytical model for university identity and reputation strategy work // Higher Education. 2013. Vol. 65, No. 4 (April), pp. 401-415.
31. Лухменева Е. П., Калиева О. М. Особенности формирования и продвижения бренда вуза // Вестник ОГУ № 13 (149), 2012. С. 228-231.
32. DiMaggio P. The Structure of Organizational Fields: an Analytical Approach and Policy Implications / Paper prepared for SUNY-Albany Conference on Organizational Theory and Public Policy, April 1 and 2. 1982.
33. Droulers O. Heraldry and brand logotypes: 800 years of color combinations // Journal of Historical Research in Marketing. 2016. Vol. 8 Issue: 4, pp. 507-523.
34. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2003. 166 с.
35. Бабр / Википедия. URL: http://bit.ly/2iEelpr (дата обращения: 02.12.2017)
36. Эйри Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера. 2-е изд.-СПб.: Питер, 2016. 224 с.
37. Гилевич Е. В. Семиотический базис для идентификации бренда // Знание. Понимание. Умение. № 3, 2011. С. 271-275.
Рецензия
Для цитирования:
Демин П.В. Эмблема в визуальной репрезентации вуза: классификация и семиотика визуальных образов. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(6):8-23. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.06.054
For citation:
Demin P.V. The Emblem in the Visual Representation of a University: Classification and Semiotics of Visual Images. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(6):8-23. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2018.06.054