Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Концепция информационной системы управления учебными планами вузов

https://doi.org/10.15826/umj.2016.105.050

Аннотация

Статья посвящена концепции информационной системы, описывающей процессы получения компетенций, трудоустройства и управления учебными планами в системе «вуз - студент - работодатель». Для создания такой системы авторы предлагают: 1) связать трудоустройство с процессом получения компетенций через разработку общей онтологии компетенций, объединяющей образовательные и профессиональные компетенции; 2) разработать процесс обратной связи, влияющей на содержание учебных планов вузов на основе мониторинга процессов трудоустройства и получения компетенций. Методология исследования системы «вуз - студент - работодатель» основана на одновременном сочетании компетентностного подхода к описанию процессов системы и информационного подхода к реализации модели системы. Предлагается разработать математические и информационные модели получения студентами профессиональных компетенций и трудоустройства выпускников вузов и апробировать их на реальных данных. Интуитивно не подвергается сомнению тот факт, что разработка актуальных учебных планов является одним из основных инструментов повышения эффективности трудоустройства выпускников. В этой связи разработка комплексной модели, описывающей процессы в системе «вуз - студент - работодатель» на основе компетентност-ного подхода, представляет значительный научный и практический интерес, так как обеспечивает перспективу создания принципиально нового инструментария формирования актуальных учебных планов. Новизна поставленной задачи заключается в принципиально новом подходе, в рамках которого впервые предлагается соединить в виде модели элементы системы «вуз - студент - работодатель» с помощью общего формального параметра «компетенции». При этом возникает ранее не исследованная задача формализации компетенций различных категорий в виде онтологической информационной модели. Реализация и использование предлагаемой системы позволит вузу существенно повысить качество своей образовательной деятельности.

Об авторах

А. Г. Варфоломеев
Петрозаводский государственный университет
Россия


Е. А. Питухин
Петрозаводский государственный университет
Россия


А. И. Тулаева
Петрозаводский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Mortensen D. T. Markets with Search Friction and the DMP Model // American Economic Review. 2011. № 101 (4). P. 1073-1091.

2. Сигова С. В., Кекконен А. Л., Питухин Е. А. Прозрачная информационная среда рынка труда // Общественные науки и современность. 2016. № 3. С. 64-74.

3. Pitukhin E., Kekkonen A. Transparent information environment: an instrument to increase classical university effectiveness // ICERI2014 Proceedings. Seville, Spain: IATED, 2014. P. 5213-5220.

4. Кузнецов К. Прогнозоориентированная профориентация // Служба занятости. 2013. № 8. С. 42-49.

5. Fomin N. N., Reznikova N. P. The 3rd generation of Russian State Educational Standards: competence approach and influence of employers // SEFI 36th Annual Conference. July 2 - July 5, 2008. Aalborg, Denmark, Р. 116. URL: http://www.sefi.be/wp-content/abstracts/1006.pdf

6. Национальный реестр профессиональных стандартов. URL: http://www.nark-rspp.ru/?page_id=215

7. Computer Science Curricula 2013. Final Report. Dec. 2013. URL: https://www.acm.org/education/CS 2013-final-report.pdf

8. Information Technology Competency Model of Core Learning Outcomes and Assessment for Associate-Degree Curriculum. ACM CCECC. 2014. http://www.capspace.org/uploads/ACMITCompetencyModel14October2014.pdf

9. Competency Model Clearinghouse. Information Technology Competency Model. URL: http://www.careeronestop.org/COMPETENCYMODEL/competency-models/information-technology.aspx

10. Competencies for National Institutes of Health Employees. URL: https://hr.od.nih.gov/workingatnih/competencies

11. The European e-Competence Framework. URL: www.ecompetences.eu.

12. Draganidis F., Chamopoulou P., Mentzas G. An ontology based tool for competency management and learning paths // Proc. I-KNOW '06, 6th International Conference on Knowledge Management, Special track on Integrating Working and Learning, 6th September 2006, Graz, Austria.

13. Белоусова И. Д., Курзаева Л. В., Агдавлетова А. М. К вопросу о согласовании требований к содержанию профессиональной подготовки на основе онтологической модели // Совр. наукоемкие технологии. 2015. № 11. С. 67-70.

14. Куликова Л. Л., Юрин П. В. Использование онтологии предметной области для проектирования и управления компетенциями в ВУЗе // Вестн. Иркут. Гос. техн. ун-та. 2011. № 11 (58). С. 345-352.

15. Цынгуев Б. Т. Задача формирования команды на основе онтологической модели компетенций // Учен. записки Забайкал. гос. ун-та. Серия: Физика, математика, техника, технология. 2014. № 3 (56). С. 110-116.

16. Paquette G. An Ontology and a Software Framework for Competency Modeling and Management // Educational Technology & Society. 2007. № 10 (3). Р. 1-21.

17. Лунев А. П., Петрова И. Ю., Темралиева А. Я. Автоматизированная система управления учебным процессом ВУЗа на основе учебных планов // Гуманитарные исследования. 2005. № 1. С. 97-100.

18. Нищев К. Н., Смольянов А. Г., Новопольцев М. И. Информационная система «Учебный план» и автоматизированный расчет нагрузки кафедры ВУЗа // Вестн. Морд. ун-та. 2012. № 2. С. 169-173.

19. Аль-Шаеби Р. А. А. Методика автоматизированного управления процессом формирования индивидуализированных учебных планов // Изв. Волгоград. гос. техн. ун-та. 2012. Т. 13, № 4 (91). С. 87-91.

20. Маслобоев А. В., Быстров В. В., Горохов А. В. Мультиагентная информационная технология поддержки управления качеством высшего образования // Вестн. Мурман. гос. техн. ун-та. 2011. Т. 14, № 4. С. 854-859.

21. Полушкин О. А., Каныгин Г. И., Полушкина М. О. Матрица учебного плана специальности как средство управления качеством ее подготовки // Вестн. Дон. гос. техн. ун-та. 2009. Т. 9, № S 3. С. 67-77.

22. Кондрашина Е. С., Кравченко А. В. Информационная система «Вуз-работодатель» // Прикладная информатика. 2012. № 39 (3). С. 55-61.

23. Мартынов В. В., Филосова Е. И., Шаронова Ю. В., Ширяев О. В. Теоретические и методологические основы создания информационных систем управления подготовкой специалистов по требованиям работодателей // Управление экономикой: методы, модели, технологии : материалы XV Международ. науч. конф. : в 2 т. Уфа, 2015. Т. 2. С. 220-223.

24. Азаров В. Н., Тихонов А. Н. Система аттестации и регистрации специалистов в области информационно-коммуникационных технологий // Качество. Инновации. Образование. 2011. № 11 (78). С. 10-18.

25. Cost estimation algorithm and decision-making model for curriculum modification in educational organization / E. Kushtina et al. // European Journal of Operational Research. 2009. Vol. 197. Is. 2. P. 752-763.

26. Галямов А. Ф., Попов Д. В. Поддержка принятия решений при управлении процессом формирования компетенций // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. С. 98.


Рецензия

Для цитирования:


Варфоломеев А.Г., Питухин Е.А., Тулаева А.И. Концепция информационной системы управления учебными планами вузов. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(5):122-132. https://doi.org/10.15826/umj.2016.105.050

For citation:


Varfolomeyev A.G., Pitukhin E.A., Tulaeva A.I. The concept of information system of universities curricula management. University Management: Practice and Analysis. 2016;(5):122-132. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umj.2016.105.050

Просмотров: 614


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)