Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

СОВРЕМЕННАЯ ФОРСАЙТ-ГРАМОТНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ КОМАНДНОГО РАЗВИТИЯ

https://doi.org/10.15826/umpa.2018.02.015

Полный текст:

Аннотация

В статье на материале мирового опыта проводится анализ современной форсайт-грамотности в контексте темы поддержки командного развития. Рассматривается специфика деятельности особого типа команд, которые появились в последнее десятилетие и являются относительно новой организационно-управленческой единицей для российского университетского образования - «команд развития». Основной тезис статьи состоит в том, что форсайт-грамотность является принципиально важным условием и инструментом для решения задач в системе «команда развития» - «центры принятия решений». Проблемная диспозиция «команда развития» - «центры принятия решений» является достаточно типичной для управления программами развития, при которой управленческая проблема заключается в том, что современная команда развития должна строить деятельность, не подменяя задачи центров принятия решений и выполняя собственные функции. В статье проводится анализ возможностей форсайт-методологии для углубления понимания данной управленческой ситуации на основе исторического опыта интеграции принципов исследований и эффективной комбинации различных методов, обеспечивающих современное производство и обращение знаний о будущем. В мировой истории развития методологии исследований будущего (Future studies) именно форсайт (Foresight) изначально позиционируется как организация исследований, направленных на поддержку процессов принятия решений, связанных с различными временными масштабами программ будущей деятельности. В рамках анализа эволюции и специфики форсайт-исследований рассматриваются ключевые принципы современной форсайт-грамотности, которые являются основаниями для эффективной деятельности команд развития и формируют особую онтологию и этику деятельности, а также соответствующий специфический арсенал подходов и инструментов создания и управления программами и проектами развития: • принцип разделения функций «команда развития» - «центры принятия решений» на основе методологии разработки оснований и версий для принятия решений относительно различных масштабов времени; • принцип организации future-ориентированного анализа технологий и их интегративного влияния при разработке версий для поддержки принятия решений (меж- и трансдисциплинарный анализ трендов, угроз, возможностей, сценарных версий в системах «ключевые технологии» - «рынки» - «социальные и культурные изменения» - «изменения в образовательной практике» для разработки инновационных решений и программ развития); • принцип организации процессов исследования и согласования ключевых групп интересов для разработки версий программ развития (Possible, Probable and Preferred Futures). В статье представлены кейсы, которые отражают ситуацию того, как в мировой практике обсуждается future thinking и foresight thinking, относительно которых разрабатываются программы развития future-грамотности и foresight-грамотности (future-literacy, foresight-literacy). На данном историческом этапе такой накопленный опыт стал источником нарастающего мирового тренда расширения сфер образования, ориентированного на будущее (Future-oriented education). В основе этого процесса лежит идея массовизации разработок и опыта в области современной методологии Futures studies и Foresight для поддержки становления нового типа мышления - мышления о будущем, которое точнее можно было бы назвать «мышление будущим». Базовой задачей является поддержка инновационного развития стран и территорий на основе формирования форсайт-культуры населения, групп профессионалов, управленческих групп.

Об авторе

Т. В. Якубовская
Национальный исследовательский Томский государственный университет; Университет прикладных наук города Тампере, Школа профессионального педагогического образования
Россия


Список литературы

1. Соколов А. В. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. 2007. Т. 1. № 1. С. 8-15.

2. Серегина С. Ф., Барышев И. А. Закономерно ли появление Форсайта // Форсайт. 2008. Т. 2. № 2. С. 4-12.

3. Бруммер В., Коннола Т., Сало А. Форсайт-исследование для разработки национальных стратегий «Финсайт-2015» // Форсайт. 2009. Т. 3. № 4. С. 56-65.

4. Horizon 2020 sections, аvailable at: http://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/h2020-sections (accessed 27.02.2018).

5. Cagnin C., Keenan M., Johnston R., Scapolo F., Barre R. Future-Oriented Technology Analysis: Strategic Intelligence for an Innovative Economy. [Berlin - Heidelberg]: Springer Science & Business Media, 2008. 170 p.

6. Гине Ж., Майсснер Д. Открытые инновации: эффекты для корпоративных стратегий, государственной политики и международного «перетока» исследований и разработок // Форсайт. 2012. Т. 6. № 1. С. 26-37.

7. Popper R. Foresight Methodology. In: Georghiou L., Cassingena J., Keenan M., Miles I. and Popper R. (eds.), The Handbook of Technology Foresight, Edward Elgar, Cheltenham, 2008, pp. 44-88.

8. Поппер Р. Мониторинг исследований будущего // Форсайт. 2012. Т. 6. № 2. С. 56-75.

9. Чулок А. А. Форсайт для формирования видения будущего у российских игроков: международный опыт, инструменты, уроки, задачи на будущее [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/40442528-Forsayt-dlya-formirovaniya-videniya-budushchego-u-rossiyskih-igrokov-mezhdunarodnyy-opyt-instrumenty-uroki-zadachi-na-budushchee.html (accessed 21.03.2018).

10. Martin B. R. Foresight in Science and Technology, Technology Analysis and Strategic Management, 1995, vol. 7, no. 2, iss. 30, pp. 139-168.

11. Keenan M., Popper R. [et al.] Practical Guide for Integrating Foresight in Research Infrastructures Policy Formulation, available at: http://www.arcfund.net/Foreintegra/docs/ForeIntegra_Practical_Guide_to_RI_Foresight-CD.pdf (accessed 21.03.2018).

12. Hietanen O., Lefutso D., MaraisM., MungaN., Taute B., Nyewe M., Semwayo T. D. How to Create National Foresight Culture and Capacity: Case Study South Africa, Ekonomiaz, 2011, no. 76, pp. 144-185.

13. Yakubovskaya T. Particularities of educational practice for developing futures thinking and foresight literacy in Finland and Russia (comparative analysis), available at: https://futuresconference2017.files.wordpress.com/2017/06/yakubovkaya.pdf (accessed 27.02.2018).

14. UNESCO Futures Literacy Knowledge Laboratory, available at: http://4cf.pl/project/futures-literacy-knowledge-laboratory/?lang=en (accessed 28.02.2018).

15. Futures Literacy Laboratory: Complex Futures of Human Settlement 2050, available at: https://en.unesco.org/events/futures-literacy-laboratory-complex-futures-human-settlement-2050 (accessed 28.02.2018).

16. Future Literacy KnowLabs in Higher Education, available at: https://www.hanze.nl/nld/onderzoek/overzichten/FutureLiteracyKnowLabs (accessed 28.02.2018).

17. Twenty-first century education must be future-oriented and adaptable to meet the learning demands of an increasingly complex world, available at: http://nzcurriculum.tki.org.nz/Curriculum-resources/NZC-Updates/Issue-26-October-2012 (accessed 28.02.2018).

18. Supporting future-oriented learning and teaching: A New Zealand perspective. Rachel Bolstad and Jane Gilbert, with Sue McDowall, Ally Bull, Sally Boyd and Rosemary Hipkins, New Zealand Council for Educational Research. Report prepared for the Ministry of Education, 2012, available at: http://www.educationcounts.govt.nz/publications/schooling/109306 (accessed 28.02.2018).

19. National Foresight Network of Finland, available at: http://foresight.fi/info-in-english/ (accessed 28.02.2018).

20. Cooperative and Continuous Foresight - a Proposal for a National Foresight Approach (13.5.2014, Prime Minister’s Office, Report), available at: http://vnk.fi/documents/10616/1098657/R0214_Cooperative+and+continuous+foresight.pdf/ef7078ee-8e53-47b6-bf8d-7dd180d2b0d8 (accessed 28.02.2018).

21. SITRA (Finnish Innovation Fund), available at: http://www.sitra.fi/en/about-sitra/organisation-0 (accessed 28.02.2018).

22. The Finnish National Board of Education introduced the National Core Сurriculum in 2014, available at: http://www.oph.fi/english/curricula_and_qualifications/basic_ education/curricula_2014 (accessed 28.02.2018).

23. Reform of vocational upper secondary education, available at: http://minedu.fi/en/reform-of-vocational-upper-secondary-education (accessed 28.02.2018).

24. Future studies, 25 ECTS. School of Management, available at: https://www10.uta.fi/opas/opintoKokonaisuus.htm?rid=12 392&uiLang=en&lang=en&lvv=2016 (accessed 28.02.2018).

25. Inayatullah S. (ed.) The Causal Layered Analysis (CLA) Reader: Theory and Case Studies of an Integrative and Transformative Methodology. Tamkang University Press, 2004. 49 p.

26. Якубовская Т. В. Будущее как текст: особенности работы с будущим в образовании // Материалы IX Междунар. науч.-практ. и XXI Всерос. тьюторской конф. «Тьюторство в открытом образовательном пространстве и текстовая культура: сопровождение индивидуальных образовательных программ». 01-02 ноября 2016 г. М.: «Буки-Веди», 2016. C. 65-82.


Рецензия

Для цитирования:


Якубовская Т.В. СОВРЕМЕННАЯ ФОРСАЙТ-ГРАМОТНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ КОМАНДНОГО РАЗВИТИЯ. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(2):45-55. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.02.015

For citation:


Yakubovksya T.V. MODERN FORESIGHT LITERACY AS A TOOL FOR TEAM DEVELOPMENT. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(2):45-55. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2018.02.015

Просмотров: 984


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)