Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Инициативная среда университета как механизм управления персоналом в условиях трансформации

Полный текст:

Аннотация

В статье обосновывается и описывается опыт создания среды, ориентированной на развитие и самореализацию персонала с высоким потенциалом в рамках Программы повышения международной конкурентоспособности Национального исследовательского Томского государственного университета (проект ТОП-5/100). Цель статьи - представить результаты деятельности по созданию инициативной среды университета. Теоретическое обоснование проводимых изменений включает рассмотрение проблематики управления трансформацией университета и то, какую роль в этих процессах занимают научно-педагогические работники. Отмечается, что процессы трансформации усложняют управление изменениями в университете, что обуславливает создание и развитие его среды. Предлагается применение антропологического подхода к управлению изменениями и к управлению персоналом, в котором среда выступает одной из значимых ресурсов управления. В статье приводятся результаты анализа понятия «среда», в котором дано различение среды как комплекса условий, как отношение человека, как предмет деятельности и как возможность, которая раскрывается в предметности. Среда университета для управления персоналом с высоким потенциалом рассматривается не столько как создание особых условий, сколько как представление возможностей для действий, раскрывающих и развивающих личностный и профессиональный потенциал. В статье представлен кейс по развитию инициативной среды университета, описывающий организацию гран-тового конкурса инициативных проектов, создание экс-пертно-консультационной службы по сопровождению данных проектов и коммуникативных площадок для обсуждения изменений в университете, применение форм разделенного управления. Авторы отмечают, что инициативная среда способствует привлечению и развитию персонала с высоким потенциалом. Новизна статьи заключается в обосновании и описании применения антропологического подхода к созданию инициативной среды, ориентированной на персонал с высоким потенциалом.

Об авторах

Е. А. Суханова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия


Т. М. Ковалева
Московский педагогический государственный университет
Россия


А. О. Зоткин
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Лапин Н. И. Социокультурная трансформация России: либерализация versus традиционализация // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3. № 3. С. 32-39.

2. Ядов В. А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: курс лекций для студентов магистратуры по социологии. Изд. второе, исправл. и дополн. - СПб.: Интерсоцис, 2009. - 138 c.

3. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. - 390 с.

4. Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. - М.: Дело, 2003. - 568 с.

5. Петрова Г. И., Ершова И.А., Зоткин А. О. Исследовательский университет versus университет классический? // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 386. - С. 59-63.

6. Иконникова Н. К. Социальный и культурный аспекты коммуникативного взаимодействия // Вопросы социальной теории. - 2009. Том III. Вып. 1 (3). - С. 158-168.

7. Бажуков В. И. Антропологический подход к исследованию человека, культуры, общества // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2007. - № 3. - С. 92-104.

8. Ковалева Т. М. Антропологический взгляд на современную дидактику: принцип индивидуализации и проблема субъективности // Педагогика. - 2013. - № 5. - С. 51-56.

9. Лапин Н. И. Антропосоциетальный подход // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. - Т. 9. - № 3. - С. 25-42.

10. Романов П. В. Социальная антропология организаций: учебное пособие. Саратов: СГТУ, 1999. - 89 с.

11. Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М.: Просвещение, 1991. - С. 41.

12. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993. - С. 106.

13. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Лог-виненко. - М.: Прогресс, 1988. - 464 с.

14. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1984.

15. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского // Психологическая наука и образование, 1998. - № 1. - С. 5-21.

16. Ковалева Т. М., Жилина М. Ю. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения // Новые ценности образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.values-edu.ru/?p=219.

17. Galazhinsky E., Prozumentova G., Change Management in the Context of Transformation of Classical University/Higher Education in Russia and Beyond/№ 1/Spring 2014. C. 25-27.

18. Кларк Б. Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 308 с.


Для цитирования:


Суханова Е.А., Ковалева Т.М., Зоткин А.О. Инициативная среда университета как механизм управления персоналом в условиях трансформации. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(1):90-97.

For citation:


Sukhanova E.A., Kovaleva T.M., Zotkin A.O. Initiative university environment as the mechanism of personnel management in transformation context. University Management: Practice and Analysis. 2016;(1):90-97. (In Russ.)

Просмотров: 76


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)