Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Модель иноязычной среды университета: проектирование, внедрение и управление

Полный текст:

Аннотация

В настоящей статье проанализирован управленческий подход Уральского федерального университета (УрФУ) в качестве вуза-участника Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100) к созданию иноязычной среды. В статье сформулированы рекомендации по развитию иноязычной среды вузов, ставящих перед собой задачу интеграции в мировое образовательное и научное пространство. Создание и развитие иноязычной среды - это задача, неизбежно встающая перед университетом, стремящимся к интернационализации. Особая роль в данном контексте отводится английскому языку как инструменту международного общения. Английский язык является рабочим для подавляющего большинства рецензируемых научных журналов по всем областям наук, для программ академической мобильности и других типов активности, характерных для образовательного и научного взаимодействия с иностранными коллегами. УрФУ, наряду с другими вузами-участниками Проекта 5-100, был поставлен в условия, в которых необходимо предпринимать целенаправленные усилия в области наращивания англоязычных компетенций научно-педагогических работников и административного персонала университета для того, чтобы увеличить объемы публикационной активности в зарубежных рецензируемых журналах, участвовать в научных конференциях, разрабатывать образовательные продукты для иностранных студентов и создать комфортные условия для работы зарубежных коллег. В данной области накоплен достаточный для первоначального анализа опыт: с начала существования Проекта 5-100 к моменту написания статьи прошло три года, а с начала проекта по развитию иноязычных компетенций в УрФУ в рамках Программы развития федерального университета - 5 лет. Цель статьи - используя кейс-метод, показать на примере Уральского федерального университета, в какой мере усилия по созданию англоязычной среды влияют на выполнение показателей дорожной карты Программы повышения конкурентоспособности УрФУ. Для этого поставлена задача проанализировать усилия университета в области создания англоязычной среды на основе анализа данных, как тех, которые имеются в открытом доступе, так внутренней информации. Итогом исследования стал вывод о том, что примененные в УрФУ усилия по созданию англоязычной среды ощутимым образом не влияют на рост показателей Программы повышения конкурентоспособности в краткосрочной перспективе. Это связано с тем, что дизайн англоязычной модели УрФУ был создан ad hoc: первоначальный бенчмаркинг был применен лишь отчасти; не было проведено входного тестирования всего состава НПР и административных работников; необходимость сопоставления прогресса в изучении языка и продуктивность НПР в части публикационной активности и участия в разработке англоязычных образовательных программ не была предусмотрена при инициации проекта. Несмотря на указанные недостатки, практики создания англоязычной среды в УрФУ имели системный характер и результаты их внедрения послужат базой для создания более широкомасштабной стратегии управления иноязычной средой вуза. Ограничением для применения результатов данного исследования является уникальность условий существования университетов, их погруженность в локальный, региональный и национальный контексты [7]. Однако соображения и данные, содержащиеся в статье, несомненно, могут быть использованы для дальнейшего проектирования, анализа и развития модели иноязычной среды университетов. Настоящая статья представляет собой первое исследование проектирования и управления моделью иноязычной среды вуза на основе кейс-метода.

Об авторах

М. О. Гузикова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


А. Л. Неволина
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Смирнов С., Петлевой В. Греф: Россия - проигравшая страна.//Ведомости, 15.01.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2016/01/15/624167-gref-rossiya (дата обращения 13.02.2016).

2. Гуриев С., Ливанов Д., Северинов К., Гуриев С. Шесть мифов Академии наук. Эксперт, 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2009/48/6mifov_akademii_nauk/(дата обращения 14.02.2016).

3. Рассказова Т., Вербицкая Н., Гузикова М. Языковая образовательная политика российского вуза в условиях глобальной интернационализации: опыт системно-структурных решений // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». - Вып. 09-10. - 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/160-Гуманитарные-науки/92-Выпуск-2015-09-10-Humanities (дата обращения 15.01.2016).

4. Полиязычная образовательная среда: модели, пути создания, практики: монография / под ред. М. Гузиковой, А. Неволиной. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 124 с.

5. Стандарт подготовки по иностранным языкам в УрФУ на основе Общеевропейской рамки языковых компетенций (CEFR): изучение, обучение, оценка (учебно-методическое пособие) / под ред. Гузиковой М., Музафаровой А., Рассказовой Т. - Екатеринбург: Издательство УрФУ, 2015. - 228 с.

6. Altbach P. G. The Imperial Tongue: English as the Dominating Academic Language. The International Imperative in Higher Education. Rotterdam/Boston/Taipei: Sense Publishers, 2013. pp. 1-6.

7. Knight J. Internationalization remodeled: Definition, approaches, and rationales. Journal of studies in international education, 2004, vol. 8, no. 1, Р. 5-31.

8. Marginson S. Dynamics of National and Global Competition in Higher Education. Higher Education, 2006, vol. 52, pp. 1-39. DOI 10.1007/s10734-004-7649-x.

9. Robertson S. L. The Politics of Constructing (a Competitive) Europe (an) Through Internationalising Higher Education: Strategy, Structures, Subjects. Perspectives in Education, 2006, vol. 24, no.4, pp. 29-44. Available at: http://www.bris.ac.uk/education/people/academicStaff/edslr/publications/05slr (accessed 13.02.2016).


Для цитирования:


Гузикова М.О., Неволина А.Л. Модель иноязычной среды университета: проектирование, внедрение и управление. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(1):83-89.

For citation:


Guzikova M.O., Nevolina A.L. The model of the university environment in foreign language: design, implementation and administration. University Management: Practice and Analysis. 2016;(1):83-89. (In Russ.)

Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)