Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Исследование трансформации корпоративной культуры университета (опыт Национального исследовательского Томского государственного университета)

Полный текст:

Аннотация

В статье выявлено двуединство культурной базы современного университета, поскольку профессорская культура, традиционно служившая его основанием, дополняется культурой корпоративной и трансформируется ею. Это вносит в жизнь университета напряжение и противоречия, что объясняется разной функциональной направленностью указанных культур. Профессорская культура - это служение образованию, науке, культуре. Корпоративная культура служит рынку и повышению конкурентоспособности университета в условиях его выхода в мировое образовательное пространство (программа 5-100). Она несет в университет принципы коммерциализации, прагмати-зации и тенденции превращения образования в образовательную услугу. Неэкономический срез корпоративной культуры связывается с формированием образа нового работника - «социального капитала». Осознание взаимозависимости (К. Джерджен) современного мира, доверие, которое играет роль «духа информационализма» (М. Кастельс) в социальной группе. На корпоративную культуру возлагается задача формирования социальных способностей человека: уважение, доброжелательность, соучастие, согласование позиций, умение вести диалог, работать в команде и др. В статье предложен новый критерий классического университета - университетская корпоративная культура как культура сотрудничества, служения людям, образованию, культуре, науке. Это организационное пространство, где студент и сотрудник получают возможность подлинного взаимодействия, где люди учатся сотрудничеству. В качестве результата исследования разработан, апробирован и утвержден текст ежегодно пересматриваемого Этического кодекса НИ ТГУ; ежегодно диагностируются изменения конфигурации корпоративной культуры, которые влекут за собой внедрение реальных предложений по преодолению разрывов в формировании новой корпоративной культуры университета. Исследован язык нормативных документов НИ ТГУ, сделаны выводы о его трансформации в контексте новых требований. Обладая репрезентативной функцией, язык в первую очередь фиксирует изменения в стиле управления, в отношениях между сотрудниками, в нормативно-ценностных параметрах. В статье зафиксированы проблемы неразвитости конвенциональных отношений, отсутствия легитимных норм всех сторон университетского сообщества; невовлеченности и апатии сотрудников. Предлагаются пути решения проблем: 1) для легитимации новых норм университета необходимо обеспечить постоянную коммуникацию между управлением и научно-педагогическими работниками с целью критического обсуждения данных норм и определения механизмов их выполнения; 2) необходима система мероприятий по улучшению условий труда научно-педагогических работников, способная улучшить их восприятие ситуации в университете.

Для цитирования:


Афанасьева Д.О., Гулиус Н.С., Кашпур В.В., Кузнецов А.Г., Петрова Г.И., Юрина Е.А. Исследование трансформации корпоративной культуры университета (опыт Национального исследовательского Томского государственного университета). Университетское управление: практика и анализ. 2016;(1):53-64.

For citation:


Afanasieva D.O., Gulius N.S., Kashpur V.V., Kuznetsov A.G., Petrova G.I., Yurina E.A. Research of corporate culture transformation at the university (on experience of the National research Tomsk state university). University Management: Practice and Analysis. 2016;(1):53-64. (In Russ.)

Просмотров: 611


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)