Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Интегрированнные университетские комплексы: проблемы и перспективы развития

Полный текст:

Аннотация

Исследовательская статья, в которой анализируются результаты интеграционных процессов в сети учреждений профессионального образования на примере Приморского края, государственная политика в отношении интегрированных университетских комплексов (ИУК) на основании общесистемных законодательных документов в сфере образования, а также проводится исследование мнения руководителей приморских вузов о состоянии и дальнейших перспективах ИУК. Цель статьи - определение путей дальнейшего функционирования и развития интегрированных образовательных организаций высшего образования в системе профессионального образования страны на современном этапе. В настоящее время в огромном разнообразии российских вузов ИУК, сформировавшие многоуровневую структуру подготовки, не позиционированы в контексте общей стратегии развития системы образования ни на уровне программных документов, ни на уровне системы показателей эффективности образовательных организаций, которая не учитывает роль вуза в системе профессионального образования региона. В ходе исследования использовались статистические методы сбора и обработки данных, системно-структурный и сравнительный анализ, группировка данных, маркетинговые исследования (опрос, анкетирование). Проведенные исследования показывают, что политика интеграции, проводимая в стране в первое десятилетие XXI в., дала устойчивые результаты. По состоянию на начало 2015 г. более 20 % российских вузов и их филиалов представляют собой интегрированные университетские комплексы, а системы профессионального образования регионов претерпели существенную трансформацию, что можно проследить на примере Приморского края как одного из наиболее вовлеченных в данный процесс регионов. Так, в 2013 г. 43 % всего контингента СПО Приморского края обучалось в вузах, но уже в 2014 г. доля вузовского сектора в контингенте СПО края упала до 38 %, что в первую очередь является следствием снижения численности выпускников школ из-за демографического кризиса, роста доступности высшего образования и резкого сокращения финансирования программ СПО из федерального бюджета. Таким образом, сложившаяся ситуация формирует определенные риски и вызовы для региона, населения и вузов Приморского края, поэтому для определения механизмов управления ИУК в новых условиях функционирования необходимы дальнейшие исследование и анализ. Актуальность и ценность статьи состоит в том, что в ней впервые обращено внимание на накопленный потенциал ИУК как ресурс для решения задач развития национальной системы профессионального образования на современном этапе, в рамках мероприятия ФЦПРО 2016-2020 по «формированию новой структуры организаций высшего образования», модернизации региональных сетей подготовки кадров и оказания поддержки процессам модернизации программ развития образовательных организаций. При этом модель ИУК не противоречит кластерной модели и может быть органично встроена в кластеры, существенно повышая их эффективность посредством минимизации барьеров внутрикластерного взаимодействия разных уровней профессионального образования

Об авторах

О. О. Мартыненко
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Россия


Л. А. Кравченко
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Россия


Л. В. Межонова
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Россия


И. Г. Лазарев
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Россия


Список литературы

1. Вашурина Е. В., Евдокимова Я. Ш., Овчинников М. Н. О некоторых подходах к разработке типологии российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4/5. С. 21-27.

2. Департамент образования и науки Приморского края. Статистическая информация [Электронный ресурс]. URL: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/education/gosuslugi/statisticheskaya-informatsiya.php (дата обращения: 03.04.2015).

3. Кванина В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере ВПО: Монография. М.: Готика, 2005. 140 c.

4. Ковалевский В. П. Университетский комплекс в региональной экономике [Электронный ресурс]. URL: http://aeer.ru/files/io/m1/Kovalevskiy.pdf (дата обращения: 24.06.2015).

5. Межонова Л. В. Интегрированный университетский комплекс: организационно-экономические инновации в управлении: Монография. Владивосток: Дальнаука, 2014. 168 c.

6. Межонова Л. В., Масюк Н. Н. Университетский комплекс: инновационные подходы к управлению // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 6. С. 32-37.

7. Отчет Министерства образования и науки Российской Федерации «О результатах мониторинга системы образования за 2013 год» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5% D0%BA%D1%82%D1%8B/455/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/3773/Otchet_MSO_24-12-2014_v.2.doc (дата обращения: 21.06.2015).

8. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 г № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения: 03.04.2015).

9. Постановление Правительства РФ от 23.12.05 г № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://elementy.ru/Library9/p803.htm (дата обращения: 24.05.2015).

10. Приморский край. Основные показатели деятельности городских округов и муниципальных районов. 2013: Статистический ежегодник. Приморскстат, 2013. 266 c.

11. Профессиональное образование в Приморском крае. 2013: Сборник. Приморскстат, 2013. 96 c.

12. Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 г № 349-р «О комплексе мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http: //government.ru/media/files/cWukCnDBv5U.pdf (дата обращения: 03.04.2015).

13. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р «Концепция Федеральной целевой программы развития образования 2016-2020» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/mlorxiXbbCk.pdf (дата обращения: 24.06.2015).


Рецензия

Для цитирования:


Мартыненко О.О., Кравченко Л.А., Межонова Л.В., Лазарев И.Г. Интегрированнные университетские комплексы: проблемы и перспективы развития. Университетское управление: практика и анализ. 2015;(3):85-95.

For citation:


Martinenko O.O., Kravchenko L.A., Mezhonova L.V., Lazarev I.G. Integrated university systems: problems and perspectives of development. University Management: Practice and Analysis. 2015;(3):85-95. (In Russ.)

Просмотров: 310


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)