Аннотация
Для принятия управленческих решений в сфере высшего образования в России и в отдельных ее регионах необходимо наличие полной, достоверной и актуальной информации о текущем состоянии системы высшего образования. Важным и наиболее полным источником информации о деятельности российских организаций высшего образования на текущий момент является база данных Мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования. Цель данной исследовательской статьи - количественно описать состояние системы высшего образования в азиатской части России по ряду характеристик на основе анализа результатов мониторинга эффективности за 2014 г. Результаты исследования позволили сгруппировать организации высшего образования, функционирующие в рассматриваемом регионе, по разным признакам: статус, организационно-правовая форма, специфика деятельности, численность студентов и ведомственная принадлежность. Был проведен анализ территориального расположения организаций высшего образования и распределения приведенного контингента студентов по организациям разного типа и по укрупненным группам специальностей. Использованы описательные методы количественного анализа данных. Согласно результатам исследования, в азиатской части России государственные вузы, как правило, сосредоточены в крупных городах и в них обучается основная доля студентов. В небольших городах преимущественно расположены негосударственные вузы и филиалы. В регионе больше половины организаций высшего образования - филиалы (58 %), в которых обучаются лишь 11,2 % от всего приведенного контингента студентов. Большинство организаций высшего образования подведомственны Министерству образования и науки РФ (42 %). В них обучается 69 % от всего приведенного контингента студентов региона. Негосударственных образовательных организаций достаточно много (27 %), но в них обучается лишь 4 % приведенного контингента студентов. Организации высшего образования в регионе ведут подготовку студентов по 28 укрупненным группам специальностей. «Экономика и управление» - самая востребованная из них, по ней обучается 23,2 % от всего приведенного контингента студентов. Подготовка по этой специальности ведется в 84 % организаций высшего образования. Около половины негосударственных организаций обучают студентов лишь по двум специальностям - «Экономика и управление» и «Гуманитарные науки». В организациях, подведомственных отраслевым министерствам, обучение студентов, как правило, ведется по профильным специальностям. Так, в вузах Министерства сельского хозяйства РФ обучается 92 % от всех студентов региона, обучающихся по специальности «Сельское и рыбное хозяйство», а в вузах Министерства здравоохранения и социального развития РФ - 91 % студентов по специальности «Здравоохранение». В регионе, богатом природными и минеральными ресурсами, развиты отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых и обрабатывающими производствами. В то же время по специальностям, имеющим отношение к этим отраслям, обучается около 3 % всего приведенного контингента студентов в регионе. Наблюдается явный избыток в подготовке специалистов по гуманитарным и экономическим специальностям. Статья является одной из первых попыток охарактеризовать состояние системы высшего образования в крупном географическом регионе на основе данных Мониторинга эффективности. Ранее опубликованные исследования содержали общее описание результатов Мониторинга, подробно анализировали его результаты в конкретном субъекте РФ или были посвящены обсуждению и критике процедуры его проведения. Материалы статьи могут представлять интерес для исследователей и аналитиков в области образования, а также для руководителей вузов и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.