Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Cистема высшего образования в азиатской части России

Полный текст:

Аннотация

Для принятия управленческих решений в сфере высшего образования в России и в отдельных ее регионах необходимо наличие полной, достоверной и актуальной информации о текущем состоянии системы высшего образования. Важным и наиболее полным источником информации о деятельности российских организаций высшего образования на текущий момент является база данных Мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования. Цель данной исследовательской статьи - количественно описать состояние системы высшего образования в азиатской части России по ряду характеристик на основе анализа результатов мониторинга эффективности за 2014 г. Результаты исследования позволили сгруппировать организации высшего образования, функционирующие в рассматриваемом регионе, по разным признакам: статус, организационно-правовая форма, специфика деятельности, численность студентов и ведомственная принадлежность. Был проведен анализ территориального расположения организаций высшего образования и распределения приведенного контингента студентов по организациям разного типа и по укрупненным группам специальностей. Использованы описательные методы количественного анализа данных. Согласно результатам исследования, в азиатской части России государственные вузы, как правило, сосредоточены в крупных городах и в них обучается основная доля студентов. В небольших городах преимущественно расположены негосударственные вузы и филиалы. В регионе больше половины организаций высшего образования - филиалы (58 %), в которых обучаются лишь 11,2 % от всего приведенного контингента студентов. Большинство организаций высшего образования подведомственны Министерству образования и науки РФ (42 %). В них обучается 69 % от всего приведенного контингента студентов региона. Негосударственных образовательных организаций достаточно много (27 %), но в них обучается лишь 4 % приведенного контингента студентов. Организации высшего образования в регионе ведут подготовку студентов по 28 укрупненным группам специальностей. «Экономика и управление» - самая востребованная из них, по ней обучается 23,2 % от всего приведенного контингента студентов. Подготовка по этой специальности ведется в 84 % организаций высшего образования. Около половины негосударственных организаций обучают студентов лишь по двум специальностям - «Экономика и управление» и «Гуманитарные науки». В организациях, подведомственных отраслевым министерствам, обучение студентов, как правило, ведется по профильным специальностям. Так, в вузах Министерства сельского хозяйства РФ обучается 92 % от всех студентов региона, обучающихся по специальности «Сельское и рыбное хозяйство», а в вузах Министерства здравоохранения и социального развития РФ - 91 % студентов по специальности «Здравоохранение». В регионе, богатом природными и минеральными ресурсами, развиты отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых и обрабатывающими производствами. В то же время по специальностям, имеющим отношение к этим отраслям, обучается около 3 % всего приведенного контингента студентов в регионе. Наблюдается явный избыток в подготовке специалистов по гуманитарным и экономическим специальностям. Статья является одной из первых попыток охарактеризовать состояние системы высшего образования в крупном географическом регионе на основе данных Мониторинга эффективности. Ранее опубликованные исследования содержали общее описание результатов Мониторинга, подробно анализировали его результаты в конкретном субъекте РФ или были посвящены обсуждению и критике процедуры его проведения. Материалы статьи могут представлять интерес для исследователей и аналитиков в области образования, а также для руководителей вузов и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Об авторе

А. В. Меликян
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Зернов В. А. Негосударственный сектор высшего образования в контексте мониторинга эффективности вузов // Высшее образование сегодня. 2014. № 9. С. 42-49.

2. Ильинский И. М. Об эффективности мониторинга вузов // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 3-9.

3. Информационно-аналитические материалы по результатам анализа показателей эффективности образовательных организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://miccedu.ru/monitoring/ (дата обращения: 31.05.2015).

4. Лагирева И. А. Оценка научно-исследовательской деятельности вузов Приморского края (по материалам Мониторинга эффективности 2014 года) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2014. № 6. С. 61-75.

5. Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 464 с.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/08/19/monitoring-site-dok.html (дата обращения: 31.05.2015).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 «№ 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/07/12/poryadok-dok.html (дата обращения: 31.05.2015).

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2014 № 190 «О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m190.pdf (дата обращения: 31.05.2015).


Для цитирования:


Меликян А.В. Cистема высшего образования в азиатской части России. Университетское управление: практика и анализ. 2015;(3):66-76.

For citation:


Melikyan A.V. Higher education system in the Asian part of Russia. University Management: Practice and Analysis. 2015;(3):66-76. (In Russ.)

Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)