Preview

University Management: Practice and Analysis

Advanced search

Key preconditions needed for establishing researoh universities in Russia

Abstract

This article is of a conceptual nature and is aimed at identifying certain barriers to forming research universities in Russia. The article demonstrates that research activities that were traditionally considered as supplementary at Russian higher educational institutions can not develop until we solve the problem with the workload balance for teaching staff. At present this balance at Russian universities is considerably distorted in favor of exessive in-class teaching hours. In-class hours for lecturers that form overall workload balance can be radically decreased if Russian universities adopt an international practice based on students' independent mastering of material, managed and supervised by lecturers. The same organizational and methodical solution would allow for increasing the student-lecturer ratio as recommended by the Ministry for Education and Science. The article gives examples from performance criteria of Russian and foreign universities. Originality of the suggested approach is in the destruction of a stereotype rooted in the system of higher education in Russia which relates long required decrease of in-class hours for lecturers to the growth of teaching staff numbers and decreased student-lecturer ratio.

About the Author

D. Y. Raychuk
Consulting company "CTD"
Russian Federation


References

1. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/ (дата обращения: 05.09.2015).

2. Карлов Н. В. Книга о московском физтехе. М.: Физ-матлит, 2009. 600 с.

3. Клюев А. К., Князев Е. А. Структурные преобразования в высшей школе: проблемы и перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 5. С. 6-11.

4. Модель системы образования России в перспективе 2020 года: поворот к экономике, основанной на знаниях / Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И. // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 4-9.

5. О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. № 550 [Электронный ресурс]. URL: http://government.consultant.ru/documents/1018898 (дата обращения: 20.07.2015).

6. О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы: постановление Правительства от 14.02.2006 № 98 [Электронный ресурс]. URL: http://government.consultant.ru/documents/860860 (дата обращения: 20.07.2015).

7. О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства: постановление Правительства от 09.04.2007 № 218 [Электронный ресурс]. URL: http://government.consultant.ru/documents/1057403 (дата обращения: 20.07.2015).

8. О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования: Постановление Правительства от 09.04.2007 № 220 [Электронный ресурс]. URL: http://government.consultant.ru/documents/1057410 (дата обращения: 20.07.2015).

9. О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения: Приказ Министерства финансов от 27.08.2010 № 81н [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12179125/ (дата обращения: 20.07.2015).

10. Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации: Приказ Министерства образования и науки от 10.12.2013 № 1321 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156744/ (дата обращения: 20.07.2015).

11. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Электронный ресурс]. URL: http://5top100.ru/ (дата обращения: 20.07.2015).

12. Ранняя профориентация и возвращение науки в университеты могут стать основой развития национальной технологической инициативы: Выступление Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова на Петербургском экономическом форуме [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/новости/5846 (дата обращения: 20.07.2015).

13. Создание новых университетов в федеральных округах [Электронный ресурс]. URL: http://old.mon.gov.ru/pro/pnpo/fed/ (дата обращения: 20.07.2015).

14. Сопровождение программ развития ведущих университетов: Проект Национального фонда подготовки кадров [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntf.ru/content/сопровождение-программ-развития-ведущих-университетов (дата обращения: 20.07.2015).

15. Тойвонен Н. Р., Васильев В. Н. Исследовательский и/или предпринимательский. Какие университеты создаются в России? Кейс СПбГУ ИТМО // Инновации. 2010. № 5. С. 80-86.

16. Фрагмент из стенограммы заседания Совета по науке и образованию при Президенте РФ от 23.06.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://trv-science.ru/2014/07/15/kak-snizit-nagruzku-universitetskikh-prepodavatelejj/ (дата обращения: 20.07.2015).

17. Чубик П. С., Чучалин А. И., Власов В. А. Инновации в образовательной и научной деятельности Национального исследовательского Томского политехнического университета // Инновации. 2012. № 11 (169). С. 34-40.

18. The complete university guide [Electronic resource]. URL: http://www.thecompleteuniversityguide.co.uk/league-tables/rankings?v=wide/ (accessed: 05.09.2015).

19. University Teaching Loads [Electronic resource]. URL: http://crookedtimber.org/2009/03/24/university-teaching-loads/ (accessed: 20.07.2015).


Review

For citations:


Raychuk D.Y. Key preconditions needed for establishing researoh universities in Russia. University Management: Practice and Analysis. 2015;(3):57-65. (In Russ.)

Views: 413


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)