Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Российское профессиональное образование: новая конфигурация студенческих потоков

Полный текст:

Аннотация

Статья носит исследовательский характер и посвящена анализу данных образовательной статистики о движении потоков учащихся, поступающих в университеты, колледжи и профессиональные училища Российской Федерации. Целью работы является описание и анализ нового соотношения между потоками студентов, поступающих на программы высшего и среднего профессионального образования, а также рассмотрение последствий, вызванных перераспределением потоков студентов, для стратегий развития университетов. Основной метод, реализованный при подготовке статьи, - анализ динамических рядов статистических данных, относящихся к приему студентов на программы профессионального образования. Основным результатом проведенного исследования является вывод о стабилизации в 2005-2014 гг. потоков абитуриентов, поступающих на программы среднего профессионального и высшего образования. Представленные в статье данные позволяют сделать вывод о том, что контингент студентов в значительно большей степени, чем финансовые ресурсы, будет ограничивать реализацию стратегий университетов и организаций СПО в ближайшие годы. Новизна статьи состоит в указании на потоки студентов как особый тип управленческого ресурса, который приобретает критическое значение для образовательных организаций профессионального образования в ситуации демографического спада.

Об авторах

Ф. Ф. Дудырев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


А. И. Шабалин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Андрущак Г. В., Прудникова А. Е., Шугаль Н. Б. Потоки обучающихся и финансовые потоки в системе образования России. Информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2012. 40 с.

2. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие образования Воронежской области на 2011-2015 годы»: постановление Правительства Воронежской области от 2 сентября 2010 г № 736.

3. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие профессионального образования в Орловской области на 2012-2016 годы»: постановление Правительства Орловской области от 23 августа 2011 г. № 284.

4. Доступность высшего образования: социальные и институциональные аспекты / Б. В. Дубин, Л. Д. Гудков, А. Г. Левинсон, А. С. Леонова, О. И. Стучевская // Доступность высшего образования в России / отв. ред. С. В. Шишкин; Независимый институт социальной политики. М., 2004. С. 24-71.

5. Капелюшников Р. И. Образовательный потенциал и его связь с характеристиками рынка труда: российский опыт. Препринт WP3/2006/03. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 64 с.

6. Клячко Т. Л., Мау В. А. Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 46-64.

7. Мау В. А. Как модернизировать образование // Ведомости. 2012. 20 июля [Электронный ресурс]. URL: http:// www.vedomosti.ru/opinion/articles/2012/07/20/kak_modernizirovat_obrazovanie (дата обращения: 14.05.2014).

8. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? М.: Общественная палата, 2007. 79 с.

9. Пути развития профессионального и высшего образования в условиях экономической турбулентности [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/data/2015/04/23/1095263716/Education_seliger.pdf (дата обращения: 20.05.2015).

10. Региональная комплексная программа развития профессионального образования Смоленской области на 2011-2015 годы: постановление Администрации Смоленской области от 18 апреля 2011 г. № 221.

11. Стратегия - 2020: Новая модель роста - новая социальная политика. М.: РАНХиГС, 2013. 430 с.

12. Тенденции изменения общественного спроса на высшее образование в современной России / И. В. Абанкина, Т. В. Абанкина, Л. М. Филатова, Е. А. Николаенко // Вопросы образования. 2012. № 3. С. 88-112.

13. Шугаль Н. Б. Методика оценки потоков обучающихся в российской системе образования. Препринт WP10/2010/04. М.: ГУ ВШЭ, 2010. 56 с.

14. Шугаль Н. Б. Потоки обучающихся в российской системе образования // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 122-149.


Рецензия

Для цитирования:


Дудырев Ф.Ф., Шабалин А.И. Российское профессиональное образование: новая конфигурация студенческих потоков. Университетское управление: практика и анализ. 2015;(3):6-20.

For citation:


Dudyrev F.F., Shabalin A.I. Russian professional education: new student currents configuration. University Management: Practice and Analysis. 2015;(3):6-20. (In Russ.)

Просмотров: 370


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)