Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Индекс миграционных намерений иностранных студентов в России

https://doi.org/10.15826/umpa.2025.01.004

Аннотация

Россия традиционно входит в число стран-мировых лидеров по приему иностранных студентов. Численность иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, по итогам 2024 года оценивается в 389 тыс., в 2025 году эта цифра должна вырасти до 410 тыс. С учетом высокого качества подготовки на российских образовательных программах наиболее перспективные иностранные студенты в дальнейшем смогут найти работу на российском рынке и интегрироваться в российское общество. Для обеспечения возможности адресной интеграции иностранных студентов необходимо осуществлять регулярный мониторинг их миграционных намерений. Данный мониторинг предлагается осуществлять с помощью разработанного в настоящем исследовании индекса миграционных намерений иностранных студентов. Раскрытая в настоящем исследовании методика расчета индекса миграционных намерений позволяет комплексно учитывать факторы, влияющие на желание и возможность перспективного иностранного студента продолжать жить в России. В ходе исследования был составлен широкий перечень утверждений, проведена корреляционная оценка с целью исключения утверждений, демонстрирующих высокие отрицательные значения корреляции. Впоследствии была использована формула нормирования, позволяющая перевести индивидуальные значения индекса миграционных намерений в диапазон значений от 0 до 1. Данный диапазон выбран для легкости интерпретации полученных результатов оценки.
В результате апробации методики оценки индекса миграционных намерений студентов были получены значения общего индекса миграционных намерений (0,68), а также отдельного индекса для мужчин (0,71) и женщин (0,65). Установлено, что респонденты-мужчины в выборке демонстрируют более высокий потенциал для продолжения жизни в России, чем женщины. Применение разработанного индекса позволяет оценивать потенциал удержания наиболее перспективных иностранных студентов в России. Предложенная методика расчета индекса миграционных намерений обладает значительным потенциалом для развития с учетом потребностей профильного органа власти. В частности, на практике можно увеличить количество утверждений, значимых для всестороннего мониторинга миграционных намерений иностранных студентов. 

Об авторах

Т. К. Ростовская
Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Россия

Ростовская Тамара Керимовна – доктор социологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе

119333, Москва, ул. Фотиевой, 6/1



В. И. Скоробогатова
Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Россия

Скоробогатова Вера Игоревна – кандидат юридических наук, доцент, Институт международного права и правосудия Московского государственного лингвистического университета, ведущий научный сотрудник

119333, Москва, ул. Фотиевой, 6/1



А. В. Ларионов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Ларионов Александр Витальевич – кандидат экономических наук, кандидат наук о государственном и муниципальном управлении, доцент кафедры демографии Института демографии имени А. Г. Вишневского

101000, Москва, ул. Мясницкая, 20



Р. М. Валиахметов
Уфимский государственный университет науки и технологий Россия
Россия

Валиахметов Рим Марсович – кандидат социологических наук, декан факультета философии и социологии, заведующий научной лабораторией социально-демографических исследований 

450076, Уфа, ул.Заки Валиди, 32



Список литературы

1. Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Васильева Е. Н. Образовательная миграция в контексте геополитических вызовов: монография. М.: Проспект, 2023. 128 с. DOI: 10.31085/9785392400607-2023-128.

2. Бережная Ю. Н., Гуртов В. А., Дмитриев Г. И. Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей научной квалификации: состояние и проблемы // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2019. Т. 1. С. 114–118.

3. Van Mol C., Caarls K., Souto-Otero M. International student mobility and labour market outcomes: an investigation of the role of level of study, type of mobility, and international prestige hierarchies // Higher Education. 2021. Vol. 82. P. 1145– 1171. DOI: 10.1007/s10734-020-00532-3.

4. Лебедева Т. В. Особенности современной международной образовательной иммиграции в российских регионах // Проблемы развития территории. 2024. Т. 28, № 1. С. 132–146. DOI: 10.15838/ptd.2024.1.129.9.

5. Акульшина А. В., Завьялова Л. А. Интернационализация высшего образования: международные векторы стратегии развития университета // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 8–9. С. 117–125. DOI: 10.31992/ 0869-3617-2018-27-8-9-117-125.

6. Береговая О. А., Кудашов В. И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. Т. 39, № 3. С. 31–43. DOI: 10.32744/ pse.2019.3.3.

7. Vorobeva O. D., Kulakov V. M., Mkrtchyan N. V. Human Resources and the Export of Educational Services in the Russian Federation // Studies on Russian Economic Development. 2004. Vol. 15, nr 4. P. 402–411.

8. Смоляков Д. А. Институциональные условия интернационализации высшего образования: массовая высшая школа // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 5. С. 11–37. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-5-11-37.

9. Rostovskaya T. K., Skorobogatova V. I., Kholina V. N. Problems and prospects of the online model for exporting Russian education in the context of digital inequality // Changing Societies & Personalities. 2023. Т. 7, № 3. С. 65– 81. DOI: 10.15826/csp.2023.7.3.241.

10. Rostovskaya T. K., Davletshina L. A. Educational Migration as a Tool for Increasing the Labor Force // Integration of Education. 2024. Vol. 28 (3). P. 347–365. DOI: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.347-365.

11. Рочева А. Л., Варшавер Е. А. Миграционные намерения молодежи с миграционным бэкграундом и без: российский случай // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 295–334. DOI: 10.14515/ monitoring.2020.3.1632.

12. Ростовская Т. К., Золотарева О. А. Тенденции академической мобильности в России: статистическая аналитика и прогностика // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 3 (104). С. 421–439.

13. Schwartz S. H., Zanna М. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology. N.Y.: Academic Press, 1992. Vol. 25. P. 1–65.

14. Wanner P., Pecoraro M., Tani M. Does Educational Mismatch Affect Emigration Behaviour? // European Journal of Population. 2021. Vol. 37. P. 959–995. DOI: 10.1007/ s10680-021-09595-z.

15. Мошняга В. Г., Цуркан В. Д. Миграционные планы выпускников молдавских ВУЗов // Демографическое обозрение. 2015. Т. 2, № 2. С. 54–73.

16. Brunner L. R., Karki K. K., Valizadeh N. et al. Unfamiliarities, Uncertainties, and Ambivalent Long-Term Intentions: Conceptualizing International Student-Migrant Settlement and Integration // International Migration & Integration. 2024. Vol. 25. P. 973–996. DOI: 10.1007/ s12134-024-01116-1.

17. Martin S., Dyer J. Health maintenance practices and healthcare experiences among international university students // Journal of the American Association of Nurse Practitioners. 2017. Vol. 29 (11). P. 651–657. DOI: 10.1002/2327-6924.12524.

18. Голанова А. В., Голикова Е. И., Трегубенко И. А. Отбор статистических методов обработки данных педагогического эксперимента // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 5 (104). С. 167–178. DOI: 10.23859/1994-0637-2021-5-104-14.

19. Рыбаковский О. Л., Мартыненко С. В. Миграционная политика современной России: структура и направления // Народонаселение. 2013. № 2 (60). С. 51–62.

20. Сальникова Е. А. Привлечение иностранных студентов в высшие учебные заведения Германии и России // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 3 (43). С. 148–156.

21. Воропаева А. В. Основные факторы адаптации мигрантов в инокультурной среде // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2017. № 5 (64). С. 57–64.

22. Mateus M. A., Rincón A. G., Acosta F. J., Soler I. R., Valero D. R. Keys to managing university reputation from the students’ perspective // Heliyon. 2024. Vol. 10. Iss. 21. DOI: 10.1016/j.heliyon.2024.e39805.


Рецензия

Для цитирования:


Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Ларионов А.В., Валиахметов Р.М. Индекс миграционных намерений иностранных студентов в России. Университетское управление: практика и анализ. 2025;29(1):45–55. https://doi.org/10.15826/umpa.2025.01.004

For citation:


Rostovskaya T.K., Skorobogatova V.I., Larionov A.V., Valiakhmetov R.M. Migration Intention Index of International Students in Russia. University Management: Practice and Analysis. 2025;29(1):45–55. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2025.01.004

Просмотров: 142


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)