Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ПОДГОТОВКА И АТТЕСТАЦИЯ КАДРОВ ВЫСШЕЙ НАУЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ИЗ ЧИСЛА ГРАЖДАН ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

https://doi.org/10.15826/umpa.2018.05.048

Полный текст:

Аннотация

Исследовательская статья. Целью написания статьи является анализ подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации из числа граждан иностранных государств в российских университетах за последние 5 лет. Поставленная цель достигнута путем использования обширного статистического материала по системе высшего образования, включая уровень аспирантской подготовки; по сети диссертационных советов. Предметная область охвата включает все уровни высшего образования; систему аттестации кадров высшей научной квалификации; территориальное распределение по странам студентов, аспирантов и соискателей ученой степени; российские университеты, обеспечивающие подготовку и аттестацию иностранных граждан. Результатом проведенного исследования является выявление Топ-10 стран, граждане которых в большей степени используют российскую систему присвоения ученой степени кандидата и доктора наук. В ходе исследования выявлено, что 41 % иностранных граждан закончил аспирантуру с защитой кандидатской диссертации, что в два раза выше общероссийского показателя (21 %). Как следствие, этот факт может служить обоснованием для увеличения в среднесрочной перспективе объемов подготовки аспирантов, а также кандидатов наук в российских университетах. Проведенное исследование послужит базисом для выработки управленческих решений на федеральном уровне по обоснованию целевых индикаторов программы «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Оригинальность и ценность статьи заключается во введении в научный оборот новых фактических сведений о деятельности системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации для граждан иностранных государств.

Об авторах

С. И. Пахомов
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия


В. А. Гуртов
Петрозаводский государственный университет
Россия


А. В. Стасевич
Петрозаводский государственный университет
Россия


Л. В. Щеголева
Петрозаводский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Тагирова Ш. В., Краснова Г. А, Ницевич В. Ф. Новая стратегия развития экспорта образования Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии // Ученые записки Орловского государственного университета. № 5 (68). 2015. С. 372-376.

2. German Academic Exchange Service [Электронный ресурс]. URL: https://www.daad.de/en/ (дата обращения: 01.08.2018).

3. Research in Germany. [Электронный ресурс]. URL: http://www.research-in-germany.org/en/jobs-and-careers/info-for-phd-students.html (дата обращения: 01.08.2018).

4. Международные программы высшего образования: генезис и перспективы развития / Под ред. д-ра экон. наук, проф. И. А. Максимцева. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. 195 с.

5. Бахтаулова А. С. Интернационализация образовательной деятельности университета (на примере ЖГУ им. И. Жансугурова) // Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста: сборник материалов. 2012. Издательство: Алтайский государственный университет (Барнаул). С. 188-192.

6. Арефьев А. Л. Тенденции экспорта российского образования в 2005-2015 гг. // Вестник российской академии наук. Т. 86. № 10. 2016. С. 902-908.

7. Арефьев А. А., Арефьев П. А., Гоблик В. В. Направления академической мобильности в странах СНГ и Балтии // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: сборник научных трудов. 2017. Издательство: Институт социально-политических исследований РАН (Москва). С. 148-170.

8. Арефьев А. Л., Арефьев П. А. Показатели экспорта российских образовательных услуг // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: сборник научных трудов. 2017. Издательство: Институт социально-политических исследований РАН (Москва). С. 231-275.

9. Арефьев А. Л. Иностранные студенты в российских вузах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 3. 2004. С. 85-94.

10. Арефьев А. Л. Подготовка кадров высшей квалификации для зарубежных стран в российских вузах. М.: Изд-во Центр социал. прогнозирования, 2004. 148 с.

11. Костюков А. П. Особенности экспорта российских образовательных услуг // Казачество. № 7 (20). 2016. С. 51-65.

12. Рахимов Т. Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития // Язык и культура. № 4 (12). 2010. С. 123-136.

13. Сухристина А. С., Зиятдинова Ю. Н., Кочнев А. М. Сетевое взаимодействие вузов как форма интернационализации: опыт КНИТУ // Высшее образование в России. № 11. 2016. С. 103-110.

14. Иванов С. Г., Черноус Т. Ф. Формирование общего образовательного пространства Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Казахстан // Человек и образование. № 2 (35). 2013. С. 18-25.

15. Краснова Г. А., Гриншкун В. В., Пыхтина Н. А. Сетевые медиа-ресурсы как инструмент рекрутинга иностранных студентов в российские вузы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». Т. 14. № 2. 2017. С. 171-179.

16. Ларин А. Г. Китайские студенты в России (по материалам социологического исследования) // Проблемы Дальнего Востока. № 4. 2009. С. 91-111.

17. Гурулева Т. Л. Педагогические технологии интеграции иностранных студентов в образовательное пространство вуза (на примере студентов из КНР) // Высшее образование в России. № 3. 2016. С. 144-153.

18. Погукаева А. В., Коберник Л. Н., Омельянчук Е. Л. Адаптация иностранных студентов в российском вузе // Современные проблемы науки и образования. № 3. 2016. 8 с.

19. Балкизова Х. Ю. Мировой рынок образовательных услуг высшей школы // Вестник университета (Государственный университет управления). № 6. 2017. С. 130-133.

20. Краснова Г. А. Стратегия международного образования: опыт Великобритании // Аккредитация в образовании. № 5 (81). 2015. С. 69-71.

21. Венедиктов А. А. Аттестация научных кадров в Российской Федерации и Республике Беларусь: сравнительный анализ // Вооружение и экономика. № 1 (38). 2017. С. 71-83.

22. Еремеев А. Э., Патласов О. Ю. Интеграционные связи вузов приграничных территорий России и Казахстана в условиях модернизации правового поля образовательных систем // Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста: сборник материалов. 2012. Издательство: Алтайский государственный университет (Барнаул). С. 232-237.


Рецензия

Для цитирования:


Пахомов С.И., Гуртов В.А., Стасевич А.В., Щеголева Л.В. ПОДГОТОВКА И АТТЕСТАЦИЯ КАДРОВ ВЫСШЕЙ НАУЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ИЗ ЧИСЛА ГРАЖДАН ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(5):43-53. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.05.048

For citation:


Pakhomov S.I., Gurtov V.A., Stasevich A.V., Shchegoleva L.V. POSTGRADUATE TRAINING AND ACADEMIC DEGREE CERTIFICATION FOR FOREIGNERS. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(5):43-53. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2018.05.048

Просмотров: 528


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)