Развитие цифровых технологий управления вузом: опыт и перспективы
https://doi.org/10.15826/umpa.2024.03.024
Аннотация
В статье анализируются проблемы структурирования вузовских систем автоматизации, их интеграции и возможные направления развития в целях реализации задач цифровой трансформации высшего образования. Эти вопросы обсуждаются на примере системы комплексной автоматизации учебной деятельности Московского архитектурного института (Государственной академии). При её создании использовался опыт и методологические подходы к разработке подобных систем Московского государственного технического университета им. Баумана и Государственного университета управления.
Целью настоящей статьи является ознакомление вузовского сообщества с опытом развития системы управления Московского архитектурного института на базе использования возможностей современных цифровых технологий.
В данном исследовании представлена характеристика проблемной ситуации, послужившей основанием для принятия решения о внедрении в Московском архитектурном институте современной системы автоматизации и рынка предложений, начиная с 2008–2009 годов. Рассматриваются основные факторы, принятые во внимание при выборе методологического подхода к автоматизации процессов управления. В работе представлены обобщённые сведения о современном составе и функциональном назначении подсистем системы комплексной автоматизации учебной деятельности и некоторых перспективных оригинальных возможностях системы по решению задач управления вузом.
Об авторах
Г. Я. СорокоРоссия
Григорий Янович Сороко, кандидат экономических наук, доцент
кафедра управления проектом
121121; Рязанский проспект, 99; Москва
Ф. Н. Коршаков
Россия
Фёдор Николаевич Коршаков, кандидат архитектуры, доцент, заведующий кафедрой
кафедра «Архитектура сельских населённых мест»
107031; улица Рождественка, дом 11/4, корпус 1, стр. 4; Москва
И. З. Коготкова
Россия
Ирина Захаровна Коготкова, кандидат экономических наук, профессор
кафедра управления проектом
121121; Рязанский проспект, 99; Москва
Список литературы
1. Новые информационные технологии в образовании : сборник научных трудов 20-й Международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Технологии 1C: перспективные решения для построения карьеры, цифровизации организаций и непрерывного обучения) 4–5 февраля 2020 г. Часть 1. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2020. 658 с.
2. Новые информационные технологии в образовании : сборник научных трудов 20-й Международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Технологии 1C: перспективные решения для построения карьеры, цифровизации организаций и непрерывного обучения) 4–5 февраля 2020 г. Часть 2. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2020. 364 с.
3. Рахматуллина Е. Р. Цифровизация современного учебного заведения [Электронный ресурс] URL: https://www.sut.ru/university/structure/podrazdeleniya-prorektora-po-cifrovoy-transformacii/meropriyatiya/avtomatizaciya-sovremennogo-uchebnogo-zavedeniya?ysclid=lris91mvd7434421949 (дата обращения: 15. 05. 2024).
4. Цифровизация образовательных организаций [Электронный ресурс] URL: https://sibsutis.ru/news/4733342/?ysclid=lrirw29lzg10478337 (дата обращение: 15. 05. 2024).
5. Беляев Д. А. Службы управления экономическими процессами в вузе и применение информационных систем, автоматизирующих их деятельность // Университетское управление: практика и анализ. 2006. Вып. 1. С. 97–103.
6. Ларионов В. Н., Третьяков В. Е. Уральский государственный университет: на пути к тотальному информационно-технологическому управлению // Университетское управление: практика и анализ. 2006. Вып. 1. С. 90–95.
7. Лобова С. В., Бочаров С. Н., Понькина Е. В. Цифровизация: мейнстрим для университетского образования и вызовы для преподавателей // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 2. С. 92–106. DOI: 10.15826/umpa.2020.02.016.
8. Масалова Ю. А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 3. С. 33–44. DOI 10.15826/umpa.2021.03.025.
9. Балдин А. В. Информационные технологии управления университетом. М.: Изд-во МВТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. 48 с.
10. Сороко Г. Я. Автоматизация учебной деятельности образовательного учреждения с использованием современных Web-технологий // Вестник университета (Государственный университет управления). 2010. № 17. С. 78–89.
11. Концепция проектного управления: теория и методология и современная оценка : монография Ч. 1. / И. З. Коготкова [и др.]. М.: КнигИздат, 2021. 377 с.
12. Коршаков Ф. Н., Сороко Г. Я. Инновационное обеспечение качества архитектурного образования на основе комплексной автоматизации управления учебным процессом // Новые технологии оценки качества образования : сборник материалов X Международного форума. М.: Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, 2015. 394 с.
Рецензия
Для цитирования:
Сороко Г.Я., Коршаков Ф.Н., Коготкова И.З. Развитие цифровых технологий управления вузом: опыт и перспективы. Университетское управление: практика и анализ. 2024;28(3):45-55. https://doi.org/10.15826/umpa.2024.03.024
For citation:
Soroko G.Ya., Korsakov F.N., Kogotkova I.Z. Development of Digital Technologies for University Management: Experience and Perspectives. University Management: Practice and Analysis. 2024;28(3):45-55. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2024.03.024