Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Вовлеченность высшего образования в подготовку специалистов среднего звена

https://doi.org/10.15826/umpa.2024.03.021

Аннотация

   Рост престижа и популярности среднего профессионального образования среди молодежи, а также увеличение численности населения в возрасте 15–19 лет способствует росту нагрузки на систему СПО. В то же время темпы развития инфраструктурных, ресурсных и педагогических возможностей профессиональных образовательных организаций отстают от темпов роста спроса на СПО. Снижается поток в вузы со стороны выпускников 11-х классов, продолжающих обучение сразу после завершения школы.

   Поэтому основной целью данной статьи является оценка роли вузов в подготовке кадров со средним профессиональным образованием и анализ перспектив дальнейшей реализации программ СПО в вузах.

   Базой исследования стали статистические формы СПО-1 (среднее профессиональное образование), ВПО-1 (высшее образование), ВПО-2 (высшее образование) и демографический прогноз по однолетним возрастам. Исследование проводилось методом математического анализа статистической информации. В качестве временного диапазона
были взяты 2022 календарный год и 2023/24 учебный год (последние имеющиеся в статистике на момент исследования). Проведенное исследование показывает, что в государственных вузах 82 регионов и частных вузах 35 регионов на настоящий момент реализуются программы подготовки СПО. При этом удельный вес этих вузов (вместе с филиалами) в Российской Федерации в целом составляет 17,9 % от общего числа образовательных организаций, реализующих программы СПО. В 2022 г. (по сравнению с 2017 г.) в вузах 60 регионов отмечено увеличение доли финансовых средств, направленных на реализацию образовательных программ СПО, а в 21 регионе, напротив, наблюдается ее уменьшение.

   Новизна исследования заключается в предложении увеличить доступность и эффективность среднего профессионального образования на период постоянно возрастающей нагрузки на профессиональные образовательные организации за счет использования уже имеющихся ресурсных возможностей системы высшего образования.

   Результаты исследования могут быть полезны органам исполнительной власти при выработке управленческих решений, направленных на совершенствование подходов к управлению профессиональным образованием, в т. ч. с целью подготовки кадров технологического суверенитета.

Об авторах

Е. В. Ломтева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия

Елена Владимировна Ломтева, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник

Институт прикладных экономических исследований; Центр экономики непрерывного образования

119571; проспект Вернадского, д. 82, стр. 1; Москва



Л. Ю. Бедарева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия

Лариса Юрьевна Бедарева, старший научный сотрудник

Институт прикладных экономических исследований; Центр экономики непрерывного образования

119571; проспект Вернадского, д. 82, стр. 1; Москва



А. О. Полушкина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия

Анна Олеговна Полушкина, старший научный сотрудник

Институт прикладных экономических исследований; Центр экономики непрерывного образования

119571; проспект Вернадского, д. 82, стр. 1; Москва



Список литературы

1. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Среднее vs высшее // Мир России. 2020. Т. 29, № 2. С. 6–26. DOI: 10.17323/1811–038X-2020-29-2-6-26

2. Бедарева Л. Ю., Ломтева Е. В. Образовательные траектории выпускников 9-х классов: региональные особенности // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2. С. 103–118. DOI: 10.52944/PORT.2022.49.2.007

3. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М, 2014. 560 с.

4. Мальцева В. А., Сальникова И. Е., Шабалин А. И. Вместо университета – в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 45–66. DOI: 10.14515/monitoring.2022.3.2090.

5. Ломтева Е. В., Бедарева Л. Ю. Территориальная доступность региональных систем среднего профессионального образования // Управленческое консультирование. 2024. № 1 (181). С. 194–204. DOI: 10.22394/1726-1139-2024-1-194-204.

6. Usher A. Ten Years Back and Ten Years Forward: Developments and Trends in Higher Education in Europe Region // UNESCO Forum on Higher Education in the Europe Region: Access, Values, Quality and Competitiveness. Bucharest: European Centre for Higher Education CEPES, 2009. 44 p.

7. Davoine É., Deitmer L. German Dual Training through Apprenticeships: An Ex-Portable Model? // The Success of Apprenticeships, London: Wiley, 2020. P. 133–142.

8. Kriesi I., Sander F. Academic or Vocational Education? A Comparison of the Long-Term Wage Development of Academic and Vocational Tertiary Degree Holders // Journal for Labour Market Research. 2024. Vol. 58, nr 10. DOI: 10.1186/s12651-024-00368-9

9. Chen Yu. Sustainability Thinking and Future Prospects of Technical and Vocational Education in Taiwan: Technical High Schools, General High Schools, Academic Territorology and the Positioning of Applied Sciences in Colleges and Universities [Электронный ресурс]. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4400595 (дата обращения: 10. 07. 2024). DOI: 10.2139/ssrn.4400595.

10. Van der Velden R., Glebbeek A. The Position of Vocational Education in the Educational Race: Can the “Ladder” become a “Fan”? // ROA Research Memoranda. 2024. 25 p. DOI: 10.26481/umaror.2024002E.

11. Wang G., Wang Z. Vocational Education: a Poor Second Choice? A Comparison of the Labour Market Outcomes of Academic and Vocational Graduates in China // Oxford Review of Education. 2022. Vol. 49 (3). P. 408–427. DOI: 10.1080/03054985.2022.2096583.

12. Li G., Hou Y., Wu A. Fourth Industrial Revolution: Technological Drivers, Impacts and Coping Methods // Chinese Geographical Science. 2017. Vol. 27 (4). P. 626–637. DOI: 10.1007/s11769–017–0890-x.

13. СПО в структуре вуза: проблемы и перспективы развития // Аккредитация в образовании. 2022. № 8 (140). С. 4–15.

14. Блинов В. И., Куртеева Л. Н. Среднее профессиональное образование в вузах: новый этап структурной трансформации // Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении: 80-летию Российской академии образования посвящается. М.: ООО «Издательство «Экон-Информ», 2022. С. 211–220.

15. Афанасьев И. А., Ноговицын Р. Р. Развитие сетевого взаимодействия отраслевых вузов и профильных учреждений СПО в Республике Саха (Якутия) // Проблемы современной экономики. 2023. № 1 (85). С. 142–144.

16. Экспертный совет информационно-аналитического журнала «Аккредитация в образовании» [Электронный ресурс]. URL: https://akvobr.ru/new/publications/433 (дата обращения: 28. 06. 2024).

17. Лысков В. М. Развитие среднего профессионального образования в университете // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25, № 2. С. 365–370.

18. Преимущества колледжей при университете. Институт международных экономических связей [Электронный ресурс]. URL: https://imes.su/press-tsentr/stati/item/1098-preimushchestva-kolledzha-pri-universitete (дата обращения: 28. 06. 2024).

19. Колледж при вузе – высокие стандарты образования [Электронный ресурс]. URL: https://www.podolsk.ru/kariera/n6157.html (дата обращения: 25. 06. 2024).

20. ИРПО «СПО и вузы: вместе сильнее». Итоги конференции [Электронный ресурс]. URL: https://firpo.ru/press/news/spo-i-vuzy-vmeste-silnee.html?ysclid=lwp3x4kqgn535597783 (дата обращения: 25. 06. 2024).


Рецензия

Для цитирования:


Ломтева Е.В., Бедарева Л.Ю., Полушкина А.О. Вовлеченность высшего образования в подготовку специалистов среднего звена. Университетское управление: практика и анализ. 2024;28(3):5-16. https://doi.org/10.15826/umpa.2024.03.021

For citation:


Lomteva E.V., Bedareva L.Yu., Polushkina A.O. Involvement of Higher Education in The Training of Mid-Level Specialists. University Management: Practice and Analysis. 2024;28(3):5-16. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2024.03.021

Просмотров: 304


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)