Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Университеты и студенческий гражданский активизм: вовлеченность и цифровые механизмы участия

https://doi.org/10.15826/umpa.2024.01.006

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению роли университетской среды в формировании гражданского активизма студенческой молодежи. Актуальность темы исследования связана с возрастанием значимости третьей миссии университетов, а также с расширением участия студенчества в гражданских практиках в условиях цифровизации технологий взаимодействия населения и власти. Предлагается выделить широкий контекст анализа гражданской активности студентов, без учета университетской среды, и узкий, связывающий студенческую активность с внутриуниверситетскими факторами. Основой статьи послужили результаты опроса студенческой молодежи г. Екатеринбурга в сентябре 2023 года (n = 531), также дополнительно привлекаются данные по опросу учащихся средних профессиональных образовательных учреждений (n = 673). Результаты опроса позволили определить уровень интереса студентов к событиям в разных сферах жизни российского общества и региона, выявить гражданские цифровые практики, в которых они принимают участие, определить оценку эффективности цифровых форм взаимодействия с властью. Новизна исследования заключается в рассмотрении современной университетской образовательной среды с позиции влияния студенчества на гражданский активизм и в типологизации студентов по уровню их вовлеченности в обсуждение социально-политических событий в университетской среде с преподавателями и однокурсниками. Выявлено неоднозначное отношение студентов к обсуждению социально-политической тематики в университете и прожективной идее размещения сервиса прямого обращения к органам местной власти на сайте университета. Практическая значимость исследования – в возможности использовать его результаты для разработки университетских стратегий по формированию гражданской позиции студентов и первоначального опыта проявления гражданских инициатив в студенческих проектах, а также в определении новых моделей участия университетов в цифровой коммуникации студентов и структур власти.

Об авторе

С. Б. Абрамова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Абрамова Софья Борисовна – кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии 

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19



Список литературы

1. East E. A., Webster J. Student Activism and the University: Resources, Challenges, and Opportunities // Social Justice and the University. London: Palgrave Macmillan, 2014. P. 309–319. DOI: 10.1057/9781137289384_16.

2. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Университет как двигатель социальных инноваций // Казанский педагогический журнал. 2021. № 5 (148). С. 7–17. DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.001.

3. Клемешев А. П., Кудряшова Е. В., Сорокин С. Э. Стейкхолдерский подход в реализации «третьей миссии» университетов // Балтийский регион. 2019. Т. 11, № 4. С. 114–135. DOI: 10.5922/2079-8555-2019-4-7.

4. Мухаметдинова С. Х., Тюменцева Е. Ю. Анализ факторов, влияющих на выбор вуза абитуриентами (на примере Омского региона) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2023. № 1. С. 147–155. DOI: 10.18384/2310-7219-2023-1-147-155.

5. Что влияет на выбор абитуриентов. Forbes Russia Education [Электронный ресурс]. URL: https://education.forbes.ru/authors/chto-vliyaet-na-vibor-abiturientov (дата обращения: 20.12.2023).

6. Mukhamadullin S., Andreeva Yu., Ratner F. and Raskhodova I. University Information Policy as a Tool for Supporting Civic Engagement of Student Youth // International Scientific and Practical Conference “Priority Directions of Complex Socio-Economic Development of the Region”. 2023. Vol. 449. 8 p. DOI: 10.1051/e3sconf/202344907017.

7. Lutaj L. The Role of University on the Civic Preparation of the Youth // European Journal of Social Science Education and Research. 2021. Vol. 8 (3). P. 15–22. DOI: 10.26417/793glx72y.

8. Caliskan O. Civic Engagement and Democratic Atmosphere in Times of Trouble: Perspectives of University Students in Turkey // Faculty and Student Research in Practicing Academic Freedom. Leeds: Emerald Publishing Limited, 2020. P. 13–32. DOI: 10.1108/S2055-364120200000031013.

9. Sant E. Democratic Education: A Theoretical Review (2006–2017) // Review of Educational Research. 2019. № 89 (5). P. 655–696. DOI: 10.3102/0034654319862493.

10. Nuno Teixeira P., Klemenčič M. Valuing the Civic Role of University Education in an Age of Competition and Rapid Change // The Promise of Higher Education. Springer, Cham, 2021. P. 145–151. DOI: 10.1007/978-3-030-67245-4_23.

11. Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Роль университетов в развитии дискурса гражданской науки // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 3. С. 45–55. DOI: 10.15826/umpa.2021.03.026.

12. Heinecke W.F., Cole R., Han I., Mthethwa N. Student Activism as Civic Engagement: Challenging Institutional Conditions for Civic Leadership at University of Virginia // Civic Engagement and Community Service at Research Universities. Palgrave Studies in Global Citizenship Education and Democracy. London: Palgrave Macmillan, 2016. P. 2019–2239. DOI: 10.1057/978-1-137-55312-6_12.

13. Bergan S., Persson A., Plantan F., Mustea S., Garabagiu A. The University as Res Publica – Higher Education Governance, Student Participation and the University as a Site of Citizenship. Council of Europe Higher Education Series, 2004. 170 p.

14. Апресян Р. Г. Университет и свобода // Ведомости прикладной этики. 2020. № 55. С. 53–63.

15. Ahmad N. A., Ibrahim N., Abdul Hamid A. S. University Students’ Civic Engagement: The Influencing Factors // Malaysian Journal of Social Sciences and Humanities (MJSSH). 2022. № 7 (8). 11 p. DOI: 10.47405/mjssh.v7i8.1626.

16. Akin S., Çalişkan O., Engin-demir C. (2016). Civic Engagement among University Students: Case of a Turkish Public University // Cukurova University Faculty of Education Journal. 2016. № 45 (2). P. 301–330. DOI: 10.14812/cuefd.284302.

17. Сирмаи Э. От Свободного университета до #freeuniversity: активизм студентов и преподавателей в офлайни онлайн-пространстве в Венгрии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6. С. 171–202. DOI: 10.14515/monitoring.2021.6.2037.

18. Barnhardt С. Contemporary Student Activism: The Educational Contexts of Socially-Responsible Civic Engagement. The University of Michigan, 2012. 400 p.

19. Рассадина T. А. Гражданско-политический активизм студенческой молодежи в контексте развития студенческого самоуправления // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 6. С. 172–183. DOI: 10.34823/SGZ.2021.6.51715.

20. Шиняева О. В., Ахметшина Е. Р., Клюева Т. В. Патриотизм и гражданские позиции студентов высших учебных заведений в контексте социальной модернизации // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2021. № 3. С. 63–78. DOI: 10.24412/2071-6141-2021-3-63-78.

21. Шрайбер А. Н., Артюхина А. Н. Протестные настроения студенческой молодежи: причины возникновения и готовность к действиям // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 70. С. 269–279. DOI: 10.17223/1998863Х/70/24.

22. Bala P. Civic Engagement among University Students in Relation to their Personological Variables // International Journal of Research Publication and Reviews. 2023. Vol. 4. № 5. P. 6332–6336.

23. Капустина Е. Г. Коммуникативные практики взаимодействия власти и молодежи (социологический анализ) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 3. С. 182–190.

24. Коряковцева О. А. Государство и молодежь: проблемы гражданского взаимодействия // Социальнополитические исследования. 2022. № 3 (16). С. 20–32. DOI: 10.20323/2658-428X-2022-3-16-20-32

25. Сбитнев В. Д., Шестаков С. А. Ожидания молодежи Тюменской области в отношении государства и власти // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2022. № 1. С. 85–95. DOI: 10.31660/1993-1824-2022-1-85-95.

26. Белый В. А., Видясова Л. А., Чугунов А. В. Электронная среда взаимодействия власти и граждан в современном мегаполисе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2022. Т. 15. Вып. 2. С. 105–122. DOI: 10.21638/spbu12.2022.201.

27. Володенков С. В., Федорченко С. Н. Цифровые инфраструктуры гражданско-политического активизма: актуальные вызовы, риски и ограничения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6. С. 97–118. DOI: monitoring.2021.6.2014.

28. Ерохина О. В. Цифровые формы политического участия в России (на примере платформы «Активный гражданин») // Власть. 2021. № 6. С. 54–59. DOI: 10.31171/vlast.v29i6.8678.

29. Дроздова Д. Н. Использование мысленных экспериментов в современной экспериментальной философии // Рацио.ru. 2018. № 1 (19). С. 53–69.

30. Groot G. J. D. Student Protest: The Sixties and After. London: Addison Wesley, 1998. 308 p. DOI: 10.4324/9781315839646.


Рецензия

Для цитирования:


Абрамова С.Б. Университеты и студенческий гражданский активизм: вовлеченность и цифровые механизмы участия. Университетское управление: практика и анализ. 2024;28(1):86-98. https://doi.org/10.15826/umpa.2024.01.006

For citation:


Abramova S.B. Universities and Student Civic Activism: Engagement and Digital Participation Mechanisms. University Management: Practice and Analysis. 2024;28(1):86-98. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2024.01.006

Просмотров: 415


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)