Педагогические вузы и региональные органы управления образованием: к разработке эффективной модели взаимодействия
https://doi.org/10.15826/umpa.2024.01.001
Аннотация
Проблемы взаимодействия педагогических вузов и региональных органов управления образованием недостаточно разработаны в современной педагогической теории. Целью исследования является выявление современного состояния взаимодействия педагогических вузов и региональных систем образования и его проблемных зон, а также разработка подходов к проектированию модели данного взаимодействия. В основе исследования лежат данные, полученные в 38 регионах, отражающие позицию 47 представителей органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, и 27 сотрудников педагогических вузов. В результате исследования выявлены особенности построения взаимодействия педагогических вузов и органов управления образованием, а также точки роста, позволяющие этому взаимодействию стать фактором развития региональной образовательной системы. Также предложены подходы к построению эффективной модели взаимодействия педагогического вуза и органов управления региональной системы образования и определены основные направления совместной деятельности педагогического вуза и органов управления образованием в контексте многоуровневого и многофункционального взаимодействия. Перспективным направлением для дальнейших исследований представляется разработка на основе предложенной модели системы показателей и индикаторов для оценки эффективности взаимодействия педагогических вузов и региональных органов управления образованием.
Об авторах
С. B. ТарасовРоссия
Тарасов Сергей Валентинович – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, ректор
191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
А. О. Кравцов
Россия
Кравцов Алексей Олегович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента
191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
Список литературы
1. Кобзева Л. В. Предпринимательский университет: как университету встроиться в экономику в новом десятилетии // Россия: тенденции и перспективы развития. 2011. № 6–2. С. 641–643.
2. Балмасова Т. А. «Третья миссия» университета – новый вектор развития? // Высшее образование в России. 2016. № 8–9 (204). С. 48–55.
3. Шевцов Н. А. Исследование стратегий управления вузом как центром инновационного развития региона // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. № 8. С. 117–124.
4. Лазаренко И. Р., Куликова Л. Г., Колесова С. В. Инновационный потенциал вуза в развитии среднего общего образования региона // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77–2. С. 240–243.
5. Рожнова Н. В. Формы взаимодействия школы и вуза в современных условиях // Вестник ГГУ. 2022. № 2. С. 44–48.
6. Курносова С. А., Шевелева Н. Н., Баграмян Э. Р. Сетевое взаимодействие в решении задач повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в сложных социальных условиях // Инновационные проекты и программы в образовании. 2017. № 3. С. 11–19.
7. Рубанова И. В., Богданова Л. А., Овченкова О. Ю. Из опыта организации сетевого взаимодействия вузов // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26, № 1. С. 93–105.
8. Кесаева С. В. Педагогические условия организации сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего и общего образования // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 231–232.
9. Зобнина А. А. Сетевое взаимодействие образовательных организаций: изменение содержания и задач совместной деятельности в контексте новой образовательной политики // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26, № 4. С. 118–123.
10. Дудина М. М., Хаматнуров Ф. Т. Развитие одаренности учащейся молодежи: сетевое взаимодействие организаций общего и высшего профессионального образования // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 2 (22). С. 9–13.
11. Володина Г. Е., Оболонская А. В., Ратт Т. А. Университетско-школьный кластер – среда развития профессиональных компетенций учителя // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 46–63.
12. Яковлева Н. О., Бухтияр Е. С., Шлык М. Ф. Модель взаимодействия современного педагогического вуза с региональной системой образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 3 (11). С. 29–38.
13. Ицковиц Г. Модель тройной спирали // Инновации. 2011. № 4. С. 5–10.
14. Райхлина А. В. Инновации как основа взаимодействия органов власти и университета // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 37. С. 114–122.
15. Сергеев Н. Н., Гусев Э. С. Взаимодействие высшей школы с органами власти и представителями бизнеса: возможные направления и перспективы развития // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 10 нояб. 2022 г.). Чебоксары: ИД «Среда», 2022. С. 103–106.
16. Тарасов С. В. Взаимодействие педагогического вуза и региона: оценка ситуации, перспективы развития // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2022. № 206. С. 7–13.
17. Edwards A. Being an Expert Professional Practitioner: the Relational Turn in Expertise. Springer Science & Business Media. Vol. 3. Dordrecht, Heidelberg, London, New York: 2010. 172 р.
18. Перфильева О. В. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 3. С. 11–19.
Рецензия
Для цитирования:
Тарасов С.B., Кравцов А.О. Педагогические вузы и региональные органы управления образованием: к разработке эффективной модели взаимодействия. Университетское управление: практика и анализ. 2024;28(1):5-20. https://doi.org/10.15826/umpa.2024.01.001
For citation:
Tarasov S.V., Kravtsov A.O. Pedagogical Higher Education Institutions and Regional Education Authorities: Towards Developing an Effective Interaction Model. University Management: Practice and Analysis. 2024;28(1):5-20. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2024.01.001