Расширяя горизонты. Зачем российские университеты размещают массовые открытые онлайн-курсы на образовательных платформах
https://doi.org/10.15826/umpa.2023.03.022
Аннотация
Основная цель статьи состоит в определении мотивов, которыми руководствуются российские университеты при принятии решений о разработке и размещении экспоненциальных массовых открытых онлайн-курсов (МООК) на платформах открытого образования. Ключевой вывод исследования заключается в том, что подобные решения диктуются не только и не столько мотивом извлечения прибыли от реализации курсов, сколько рядом других причин, которые можно разделить на две группы: мотивы возможностей развития вуза и мотивы преодоления недостатков и дефицитов в его деятельности. При этом большинство мотивов – «Продвижение онлайн-программ дополнительного и дополнительного профессионального образования», «Продвижение общего бренда вуза» и «Продвижение онлайн-программ высшего образования» – ориентированы на развитие возможностей, и только один – «повышение квалификации преподавателей» – на преодоление недостатков.
Об авторах
Ф. А. КазинРоссия
Казин Филипп Александрович – кандидат исторических наук, доцент Департамента государственного администрирования
190121, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16
А. А. Павлова
Россия
Павлова Анна Александровна – магистрант академической программы «Управление образованием»
190121, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16
Список литературы
1. Бугайчук К. Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 148–155.
2. Naert F. MOOCs, SPOCs, DOCCs and Other Bugs // Position Papers for European Cooperation on MOOCs. The Netherlands : EADTU, 2015. P. 64–74.
3. Jansen D., Konings L. MOOC Strategies of European Institutions. The Netherlands : EADTU, 2017. 71 p.
4. Rodriguez O. The Concept of Openness behind c and x-MOOCs (Massive Open Online Courses) // Open Praxis. 2013. Vol. 5, no. 1. P. 67–73.
5. The Decade of MOOCs: A Review of MOOC Stats and Trends in 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.classcentral.com/report/moocs-stats-and-trends-2021/ (дата обращения: 12.05.2023).
6. Bozkurt A. Research Trends in Massive Open Online Course (MOOC) Theses and Dissertations: Surfing the Tsunami Wave // Open Praxis. 2016. Vol. 8, no. 3. P. 203–221.
7. Global Education Monitoring Report 2020: Inclusion and Education: All Means All // United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) [Электро нный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373718 (дата обращения: 12.05.2023).
8. Shah D. Online Degrees Slowdown: A Review of MOOC Stats and Trends in 2019 // Class Central. 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.classcentral.com/report/moocsstats-and-trends-2019/ (дата обращения: 20.05.2023).
9. Kukulska-Hulme A., Beirne E., Conole G. et al. Innovating Pedagogy 2020: Open University Innovation Report 8. Milton Keynes : The Open University, 2020. 48 p.
10. Williamson B. Digital Education Governance: Data Visualization, Predictive Analytics, and ‘Real-Time’ Policy Instruments // Journal of Education Policy. 2016. Vol. 31, no. 2. P. 123–141.
11. Gaebel M. MOOCs: Massive Open Online Courses. Geneva : EUA, 2014. 217 p.
12. Howarth J. Massive Open Online Courses and Consumer Goals // International Journal of Consumer Studies. 2022. Vol. 46, no. 3. P. 994-1015.
13. Allen I. E., Seaman J. Changing Course. Ten Years of Tracking Online Education in the United States. Pearson : Babson Survey Research Group, 2013. 42 p.
14. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия Я. И. Кузьминов – М. Карной // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8–43.
15. Софронова А. К., Миронов Э. Ю. Применение онлайн-курсов в дополнительном профессиональном образовании // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2018. № 4 (12). С. 71–76.
16. Powell S., Yuan Li. MOOCs and Open Education: Implications for Higher Education. Bolton : CETIS, 2013. 21 p.
17. Кейсы российских университетов: сборник. Вып. 2 / сост. К. В. Зиньковский, Е. А. Савеленок. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 446 с.
18. Коновалова А. Н. Маркетинговый потенциал МООК: оценка и проектирование // Гуманитарная информатика. 2018. № 15. С. 29–40.
19. Chen Yu, Roldan M. Digital Innovation during COVID-19: Transforming Challenges to Opportunities // Communications of the Association for Information Systems. 2021. No. 48. P. 15–25.
20. Семенова Т. В., Вилкова К. А., Щеглова И. А. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 173–197.
21. Экспертная дискуссия «Цифровая революция в образовании и новые технологии обучения» [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/news/334110622.html (дата обращения: 08.09.2022).
22. Воеводина Е. В. Анализ «третьей миссии университетов» в разрезе образовательных рисков цифрового неравенства // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 1. С. 54–63.
23. Другова Е. А. Передовые технологии, трансформирующие образование: обзор Международной конференции EDCRUNCH Томск 2020 // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 4. С. 146–151.
24. Маслова Л. А. МООК в классических университетах. Спрос на МООК со стороны молодежи 18–25 лет // Proceedings of the International Conference: eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2018 : материалы международной конференции (Москва, 5–6 декабря 2018 г.) / отв. ред. Е. Ю. Кулик. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. С. 22–38.
25. Уваров А. Ю. Зачем нам эти МУКи // Информатика и образование. 2015. № 9 (268). С. 3–17.
26. Интернет в России: динамика проникновения. Весна 2017 г. // ФОМ (Фонд «Общественное мнение»). 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/SMI-iinternet/13585 (дата обращения: 05.05.2023).
27. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / под ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина, П. С. Сорокина. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 288 с.
28. T.I.M.E. Association. International Student Mobility Report 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://timeassociation.org/wp-content/uploads/2021/10/TIME_Association_International_Mobility_Report.pdf (дата обращения: 13.05.2023).
29. Гохберг Л. М., Озерова О. К., Саутина Е. В. Образование в цифрах: 2021 : краткий статистический сборник. Москва : НИУ ВШЭ, 2021. 132 с.
30. Елинская Я. А., Горин С. Г. «Национальная платформа открытого образования»: роль, место и проблемы субъектов системы дополнительного образования // Народное образование. 2016. № 2–3 (1455). С. 30–33.
31. Национальная платформа открытого образования как новый элемент высшего образования в России // Комитет по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_science/news/189296/ (дата обращения: 08.02.2023).
32. Третьяков В. С., Ларионова В. А. Открытое образование как стратегическое направление развития университета // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 2 (102). С. 51–60.
33. Индикаторы образования: 2022 : статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, О. А. Зорина и др. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 532 с.
34. Dawadi S., Shrestha S., Giri R. A. Mixed-Methods Research: A Discussion on its Types, Challenges, and Criticisms // Journal of Practical Studies in Education. 2021. Vol. 2, no. 2. P. 25–36.
35. Мамуров Б. Ж., Абдуллаев Ж. Ж. Регрессионный анализ как средство изучения зависимости между переменными // European Science. 2021. № 2 (58). С. 7–10.
36. Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту / авт.-сост. И. Е. Козырская. Иркутск : Изд-во БГУ, 2017. 334 с.
37. Schreier M. Qualitative Content Analysis in Practice. London : Sage Publications, 2012. 283 p.
38. Joshi A., Kale S., Chandel S., Pal D. K. Likert Scale: Explored and Explained // British Journal of Applied Science & Technology. 2015. Vol. 7, no. 4. P. 396–403.
Рецензия
Для цитирования:
Казин Ф.А., Павлова А.А. Расширяя горизонты. Зачем российские университеты размещают массовые открытые онлайн-курсы на образовательных платформах. Университетское управление: практика и анализ. 2023;27(3):41-57. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.03.022
For citation:
Kazin P.A., Pavlova A.A. Widening Horizons. Why Russian Universities Place MOOCs on Open Learning Platforms. University Management: Practice and Analysis. 2023;27(3):41-57. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2023.03.022