Волонтерское неучастие студентов, или Как эффективно организовать обучение добровольчеству в российских университетах
https://doi.org/10.15826/umpa.2023.02.013
Аннотация
Цель данной статьи – обозначить возможные проблемные основания включения студенческой молодежи в добровольческую деятельность и предложить для университетского управления решения, способствующие преодолению неучастия среди студентов. Концептуально статья опирается на теоретические идеи о роли волонтерства для молодежи, теории, описывающие феномен отказа от добровольческого участия и его возможные причины, а также концепции управления волонтерством в высшем образовании. Эмпирическая база работы – данные анкетного опроса студенческой молодежи (n = 740, охватывает все уровни и курсы обучения) и 12 фокус-групповых интервью, проведенных в 2022 г. Полученные результаты позволили отследить динамику волонтерской активности студентов в процессе их обучения в вузе и показали, что ключевым фактором, определяющим ориентацию на добровольческое участие в будущем, выступает самоидентификация обучающихся как волонтеров. Выделено три основания стратегий оправдания волонтерского неучастия: утилитарное отношение к жизни; разочарование результатом организации волонтерского труда, не соответствующим ожиданиям молодежи; инфантилизм как философия пассивности или бездействия. Сделан вывод о том, что, расширяя информированность студентов о возможностях участия в добровольческой деятельности и конкретных организациях, реализующих волонтерские проекты, университет может способствовать росту добровольчества среди молодежи в будущем. На примере обучающего курса авторы показывают, как при обучении студентов основам добровольческой деятельности могут быть преодолены барьеры волонтерского неучастия. Представленные результаты исследования и описанный образовательный опыт по обучению студентов будут интересны исследователям и полезны всем российским университетам в связи с текущими задачами молодежной политики.
Об авторах
М. В. ПевнаяРоссия
Певная Мария Владимировна – доктор социологических наук, заведующая кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
А. Н. Тарасова
Россия
Тарасова Анна Николаевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
Д. Ф. Телепаева
Россия
Телепаева Дарья Федоровна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
Список литературы
1. Дремова О. В., Щеглова И. А. Третья миссия университетов в России: тренд на (не)коммерциализацию? // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26, № 2. С. 27–37. DOI: 10.15826/umpa.2022.02.010.
2. Чуйкина С. А., Клюев А. К., Егорова А. А., Петрова Л. Е., Ефремова Е. А. Третья миссия университета: точки и штрихи взаимодействия города и вуза // Муниципалитет: экономика и управление. 2021. № 4 (37). С. 96–101.
3. Тимофеева С. В., Бокова Т. Н. Воспитательный потенциал волонтерских программ в США // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 3 (166). С. 34–37.
4. Горлова Н. И. Организация волонтерского движения на базе высших учебных заведений России: тенденции и приоритеты развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2017. № 4. С. 124–131. DOI: 10.18384/2310-676X-2017-4-124-131.
5. Головко Н. В., Зиневич О. В., Рузанкина Е. А. Третья миссия университета и модель многопользовательского управления для регионального развития // Сравнительная политика. 2018. Т. 9, № 1. С. 5–17.
6. Аналитика волонтерства [Электронный ресурс]. URL: https://dobro.ru/analytics?utm_source=dobroru&utm_medium=organic&utm_campaign=promo&utm_content=headerservices (дата обращения: 15.03.2023).
7. Перечень поручений по итогам заседания Госсовета [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/70421 (дата обращения: 15.03.2023).
8. Богачева Т. И. К вопросу о личностных характеристиках лидеров добровольческих групп // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 2 (58). C. 314–321.
9. Шавровская М. Н., Пеша А. В. Результаты исследования особенностей управления карьерой студентами // Вопросы управления. 2020. № 6 (67). С. 71–80.
10. Большов В. Б., Николаенко В. В. Волонтерство и волонтерская практика как способ самореализации студентов вузов // Социальная компетентность. 2020. Т. 5, № 3 (17). С. 377–388.
11. Стародубцев В. А., Родионов П. В. Волонтерские сообщества – школа профессиональных проб студентов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 4. С. 86–92.
12. Шульгина Т. А, Кетова H. A. «Ты записался добровольцем?», или Зачем студенты идут в волонтеры // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 116–124. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-116-124.
13. Shaw A., Dolan P. Youth Volunteering: New Norms for Policy and Practice // Volunteering. 2022. Vol. 4 (21). P. 1–16. DOI: 10.5772/intechopen.108441.
14. Barton E., Bates E. A., O’Donovan R. ‘That Extra Sparkle’: Students’ Experiences of Volunteering and the Impact on Satisfaction and Employability in Higher Education // Journal of Further and Higher Education. 2019. Vol. 43 (4). P. 453–466. DOI: 10.1080/0309877X.2017.1365827.
15. Holdsworth C. Why Volunteer? Understanding Motivations for Student Volunteering // British Journal of Educational Studies. 2010. Vol. 58 (4). P. 421–437. DOI: 10.1080/00071005.2010.527666.
16. Chapman G., Emambocus W., Obembe D. Higher Education Student Motivations for Extracurricular Activities: Evidence from UK Universities // Journal of Education and Work. 2023. Vol. 36 (2). P. 138–152. DOI: 10.1080/13639080.2023.2167955.
17. Nursey-Bray M., Masud-All-Kamal M., Di Giacomo M., Millcock S. Building Community Resilience through Youth Volunteering: Towards a New Model // Regional Studies, Regional Science. 2022. Vol. 9 (1). P. 242–263. DOI: 10.1080/21681376.2022.2067004.
18. Pearce S. Understanding the Volunteer Motivations, Barriers and Experiences of Urban and Rural Youth: A Mixed-Methods Analysis // Voluntary Sector Review. 2022. P. 1–25.
19. Haski-Leventhal D., Meijs L., Hustinx L. The Third-Party Model: Enhancing Volunteering through Governments, Corporations and Educational Institutes // Journal of Social Policy. 2010. Vol. 39 (1). P. 139–158. DOI: 10.1017/S0047279409990377.
20. Краснопольская И. И., Гусева П. Д., Мейс Л., Кнаан Р. Факторы удовлетворенности эпизодических волонтеров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2 (168). С. 384–408. DOI: 10.14515/monitoring.2022.2.2113.
21. Farmer S. M., Fedor D. B. Volunteer Participation and Withdrawal // Nonprofit Management and Leadership. 1999. Vol. 9 (4). P. 349–368.
22. Davies J. «We’d Get Slagged and Bullied»: Understanding Barriers to Volunteering among Young People in Deprived Urban Areas // Voluntary Sector Review. 2018. Vol. 9 (3). P. 255–272. DOI: 10.1332/204080518x15428929349286.
23. Normah A. N., Lukman Z. M. Volunteerism Declined Among University Students: Why Do They Not Volunteer // International Journal of Research and Innovation in Social Science. 2020. P. 276–280.
24. Safrit R. D., Gliem R. R., Gliem J. A. Reasons for and Barriers to Participating in Volunteerism and Service: A comparison of Ohio Youth in Grades 5–8 and 9–12 // Journal of Volunteer Administration. 2004. Vol. 22 (2). P. 35–42.
25. Sapir A. Student Volunteering in Historical Perspective: Debates and Tensions in Israeli Higher Education // Oxford Review of Education. 2022. Vol. 48 (6). P. 710–726. DOI: 10.1080/03054985.2021.2011714.
26. Resch K., Knapp M., Schrittesser I. How do Universities Recognize Student Volunteering? A Symbolic Interactionist Perspective on the Recognition of Student Engagement in Higher Education // European Journal of Higher Education. 2022. Vol. 12 (2). P. 194–210. DOI: 10.1080/21568235.2021.1919170.
27. Мазниченко М. А., Папазян Г. С. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтерской деятельности // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 2. С. 103–113.
28. Бοкοва Ο. Α., Γригοричева И. Β., Μельникοва Ю. Α. Οсοбеннοсти реализации дοбрοвοльческих (вοлοнтерских) практик и технοлοгий пοдгοтοвки дοбрοвοльцев (вοлοнтерοв) в региοнах Ροссийскοй Φедерации. Барнаул : ΑлтΓΠУ, 2021. 40 с.
29. Holmes K., Paull M., Haski-Leventhal D. A Continuum of University Student Volunteer Programme Models // Journal of Higher Education Policy and Management. 2020. Vol. 43 (3). P. 281–297. DOI: 10.1080/1360080X.2020.1804658.
30. Williamson I. Benefits to University Students through Volunteering in a Health Context: A New Model // British Journal of Educational Studies. 2018. Vol. 66 (3). P. 383–402. DOI: 10.1080/00071005.2017.1339865.
31. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО : учебник / А. П. Метелев, Ю. С. Белановский, Н. И. Горлова и др.; отв. ред. И. В. Мерсиянова. Москва : НИУ ВШЭ, 2022. 456 с.
Рецензия
Для цитирования:
Певная М.В., Тарасова А.Н., Телепаева Д.Ф. Волонтерское неучастие студентов, или Как эффективно организовать обучение добровольчеству в российских университетах. Университетское управление: практика и анализ. 2023;27(2):59-74. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.02.013
For citation:
Pevnaya M.V., Tarasova A.N., Telepaeva D.F. Students’ Non-Participation in Volunteer Activities, or How to Effectively Organize Volunteering Education in Russian Universities. University Management: Practice and Analysis. 2023;27(2):59-74. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2023.02.013